В ЦБ оценили риски банковского кризиса в США и Европе

Прямых угроз для России нет, но финансовый шторм на Западе может вызвать проблемы у экспортеров
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции отметила, что из-за санкций кризис в банковском секторе Америки и Европы не оказывает прямого влияния на российскую финансовую систему/ Евгений Разумный / Ведомости

Кризис в банковском секторе Америки и Европы не оказывает прямого влияния на российскую финансовую систему, отметила 17 марта в ходе пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Но новый фактор добавляет неопределенности относительно дальнейшей траектории мировой экономики.

«Сложившаяся ситуация обостряет для западных центробанков проблему балансировки между целями денежно-кредитной политики и рисками финансовой стабильности. С одной стороны, мы видим уязвимость финансового сектора к процентному и другим рискам, с другой – текущее инфляционное давление остается повышенным», – прокомментировала глава ЦБ.

В комплексе эта ситуация может увеличить риски рецессии мировой экономики, сказала Набиуллина: ее замедление означает снижение спроса на отечественный экспорт, что может оказать дополнительное проинфляционное давление.

Российский финансовый сектор сейчас из-за санкций в меньшей степени связан с мировым, отметила Набиуллина. К тому же из-за беспрецедентного внешнего шока в 2022 г. отечественные кредитные организации выдержали гораздо больший процентный риск, чем тот, который сейчас испытывают банки в США и Европе.

С начала марта в США в банкротном состоянии оказалось сразу три банка – Silvergare, Signature Bank и Silicon Valley Bank (SVB). Последний занимал 16-е место по активам, а его крах стал крупнейшим со времен финансового кризиса 2008 г. Эта ситуация – последствия быстрого повышения ставки ФРС США, которая за 2022 г. выросла с 0,25 до 4,75%. SVB значительную часть активов держал в облигациях до погашения – из-за роста ставок они обвалились в цене.

Банкротство такого крупного игрока, как SVB, обвалило американские и европейские фондовые рынки. Суммарная капитализация шести крупнейших банков Уолл-стрит – Citigroup, Morgan Stanley, Bank of America, Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Wells Fargo – сократилась за две недели марта примерно на $165 млрд, или на 13%, сообщила Financial Times (FT).

На фоне разразившегося кризиса американские банки впервые со времен 2008 г. заняли у двух вспомогательных фондов ФРС рекордные $164,8 млрд с 8 по 15 марта, сообщило Bloomberg со ссылкой на данные ФРС. Неделей ранее объем занятых средств не превышал $4,58 млрд.

Торги 17 марта глобальные индексы закончили в минусе. Американские Dow Jones и S&P 500 снизились более чем на 1%, NASDAQ потерял 0,7%. Немецкий DAX, французский CAC, британский FTSE 100 и общеевропейский Euro Stoxx снизились на 1–1,33%.

Спасти рядового Credit Suisse

Кризис усугубила и ситуация со вторым крупнейшим банком Швейцарии – Credit Suisse: его акции потеряли почти 30% стоимости, когда один из акционеров объявил о невозможности дополнительной докапитализации. Кроме того, в опубликованном с запозданием годовом отчете Credit Suisse признал, что отток денег клиентов продолжался вплоть до конца 2022 г. – за последний квартал из банка изъяли более $100 млрд. Убыток Credit Suisse в 7,3 млрд франков (около $8 млрд) за прошлый год стал худшим результатом с 2008 г. Несмотря на происходящее, показатель достаточности капитала банка остается на высоком уровне – 16,4% против 16,6% на конец 2021 г.

Нацбанк Швейцарии заявил, что предоставит Credit Suisse ликвидность: банк намерен занять у регулятора до 50 млрд швейцарских франков (почти $53,7 млрд).

Крах Credit Suisse в случае реализации такого риска может привести к последствиям более серьезным, чем банкротство американских игроков, писали ранее «Ведомости»: швейцарский банк входит в перечень глобальных системно значимых, а его активы превышают $500 млрд. Credit Suisse в той или иной мере присутствует во всех крупных банках, фондах, напоминает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Если текущая ситуация станет неуправляемой, это может привести к повторению сценария банковского кризиса 2008 г., связанного с банкротством Lehman Brothers, и очень много финансовых организаций во всем мире может «заразиться» риском от Credit Suisse, предостерегает он.

Наиболее оптимальным сценарием станет поглощение Credit Suisse крупнейшим швейцарским банком UBS: Нацбанк Швейцарии и госрегулятор Finma уже сообщили международным партнерам, что это единственный способ остановить кризис доверия к Credit Suisse, сообщила FT. Собеседники издания утверждают, что на фоне опасений за финансовое положение банка отток депозитов из него превысил 10 млрд швейцарских франков ($10,8 млрд) за сутки в конце прошлой недели.

Как отмечает Bloomberg, обсуждается как полная, так и частичная продажа некоторых подразделений Credit Suisse (к примеру, по управлению активами), а о сделке стороны планировали объявить вечером 19 марта. Интерес к активам Credit Suisse, по данным собеседников издания, также проявляли немецкий Deutsche Bank и американская BlackRock. Но Нацбанк Швейцарии и Finma настаивают на «швейцарском» урегулировании вопроса, отмечает FT.

Эксперты JPMorgan, отчет которого цитирует Bloomberg, считают, что после поглощения Credit Suisse конкурентом можно ожидать выделения швейцарских операций двух банков в самостоятельную компанию, стоимость которой составит порядка 10 млрд швейцарских франков ($10,8 млрд), или проведения IPO этого бизнеса.

Для любого банка главный ресурс – это доверие вкладчиков и инвесторов и та ситуация, которая сложилась вокруг Credit Suisse, к этому никак не располагает, считает Сусин. Долгое время банк находился в процессе довольно тяжелой реструктуризации и поэтому, когда обанкротились Signature Bank и SVB, его надежность вызвала сомнения у участников рынка, отмечает эксперт. Недоверие бизнеса в данной ситуации особенно болезненно, так как значительную часть портфеля Credit Suisse занимает управление капиталом, а не классический банкинг, указывает он.

У Credit Suisse нет ни одной из двух проблем, наблюдавшихся у SVB, отмечал ранее руководитель центра по облигациям «БКС мир инвестиций» Антон Куликов. Во-первых, на балансе отсутствуют бумаги, удерживаемые до погашения (HTM), и скрытые убытки, ассоциированные с ними. У SVB они составляли 45% от баланса, а скрытый убыток был $15 млрд и равнялся капиталу. Во-вторых, в активах и пассивах Credit Suisse по срокам до погашения на конец 2022 г. нет разрыва ликвидности на горизонте 1, 3 и 12 месяцев и 5 лет, продолжает Куликов, относительно небольшой разрыв ликвидности в 36 млрд франков (7% баланса) на горизонте в один день закрывается в течение месяца.

Поглощение Credit Suisse было бы наиболее понятным и простым путем решения кризисной ситуации и это вряд ли окажет слишком жесткое негативное влияние на UBS, полагает Сусин. Но все зависит от того, сопроводится ли расширение бизнеса пропорциональным увеличением капитала, полагает он. Тем не менее, резюмирует Сусин, даже при таком риске полное повторение ситуации 2008 г. вряд ли возможно: за ней следит не только Нацбанк Швейцарии, но также ЕЦБ и ФРС и при самом негативном стечении обстоятельств они, скорее всего, вмешаются.