Альфа-банк, «Альфастрахование» и «Билайн» создают новую компанию

Они могут объединить свои программы лояльности в одной «дочке»
Целью создания новой компании может стать формирование единой программы лояльности/ Максим Стулов / Ведомости

Альфа-банк, «Альфастрахование» и «Вымпелком», который работает под брендом «Билайн», зарегистрировали 16 апреля новую дочернюю организацию – ООО «Коалиционная программа лояльности» (КПЛ), следует из данных СПАРК. Доли владения распределены следующим образом: 50% принадлежит «Вымпелкому», 40% – Альфа-банку и 10% – «Альфастрахованию». И Альфа-банк, и «Альфастрахование» являются крупнейшими частными игроками банковского и страхового рынка по объему активов и премий, которые по итогам 2023 г. составили 8,6 трлн и 200 млрд руб. соответственно, следует из данных ЦБ. «Билайн», в свою очередь, входит в первую тройку сотовых операторов России.

Представитель «Альфастрахования» подтвердил создание юрлица. «Компания призвана стать фундаментом для нашего нового совместного проекта, подробнее о котором мы будем готовы рассказать позже», – отметил он, не раскрыв деталей. Представитель «Билайн» после выхода материала в схожих формулировках подтвердил регистрацию юрлица. Представитель Альфа-банка не ответил на запрос «Ведомостей».

Уставный капитал КПЛ равен 10 млн руб., генеральный директор – Андрей Писарев. Его тезка занимает пост директора по клиентскому сервису X5 Group (также входит в «Альфа-групп»), но представитель ритейлера отметил, что сотрудник продолжает работать в компании.

Новая структура будет заниматься консультативной деятельностью и работой в области компьютерных технологий, следует из данных СПАРК. Среди других направлений компании – вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения, прием платежей от физлиц платежными агентами, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления и проч.

Объединение лояльности

Внутри трех компаний «в течение последнего года обсуждались планы по комплексному объединению программ лояльности в рамках единого сервиса», указывает близкий к холдингу собеседник. Но ему достоверно не известно, относится ли новое зарегистрированное юрлицо к созданию единого сервиса лояльности.

Количество розничных клиентов Альфа-банка по итогам 2023 г. превысило 30 млн человек, корпоративных – 1,6 млн, сообщала кредитная организация. Группа «Альфастрахование» (входит страховщик жизни, ОМС и медицина) защищает 31 млн граждан и 125 000 компаний, говорится на ее сайте. У «Билайна» на конец III квартала количество абонентов составляло 44,1 млн человек.

Для бизнеса такого масштаба логично создать отдельную компанию, которая занимается формированием сервисов и элементов инфраструктуры, программы лояльности для клиентов всего холдинга, объясняет генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. Цель – чтобы клиент «сквозным образом» пользовался всеми сервисами и не был клиентом исключительно одного блока – банковского, страхового или телекоммуникационного, рассуждает эксперт. При этом выделить программы лояльности логичнее в отдельное юрлицо, которое будет исполнять и развивать эту функцию для всех компаний из группы, добавляет он.

Единые сервисы лояльности крупных игроков, с одной стороны, дают удобство клиенту через единый интерфейс, а с другой – наращивают кросс-продажи предлагаемых комплексов потребительских услуг в разных сегментах, создавая тем самым синергетический эффект и обеспечивая более высокий ROE (возврат на капитал) внутри экосистемы, отмечает эксперт группы рейтингов финансовых институтов АКРА Светлана Коломытова. Это достигается за счет эффективного использования доступной информации, формирующей более полный портрет клиента с его поведением и анализом трат, добавляет эксперт.

Использование конкурентных преимуществ на основе формирования совместной программы лояльности вполне уместно, согласен директор департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов, настоящий пример вполне может быть шагом к формированию единой экосистемы. При этом распределение долей собственников указывает на понимание владельцами приоритетов потребителей, продолжает эксперт.

Вряд ли речь идет именно о создании единой экосистемы, считает вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков и напоминает о заявлениях главного управляющего директора Альфа-банка Владимира Верхошинского о том, что банк концентрируется на создании финансового супераппа и расширении партнерских взаимосвязей и сервисов внутри группы. Создание единой программы лояльности укладывается в это стратегическое направление, а формирование полноценной экосистемы в одном приложении достаточно затратно с точки зрения ресурсов, включая финансовые издержки, к тому же не ясно, как скоро это окупится, резюмирует Войлуков.

Клиентская база при удачном предложении, адекватном и чуть превышающем потребности, как минимум упрочится, а в перспективе будет активнее потреблять товары и услуги партнеров, продолжает Цыганов. В первую очередь это обеспечит закрепление клиентской базы, затем увеличит отдачу, а потом расширит базу, объясняет он. Для компании же появляется финансовый эффект в виде экономии, координации усилий и подходов, добавляет Самиев.

У Альфа-банка и «Билайна» уже есть совместные продукты – кобрендинговые кредитная и дебетовая карты, которые выполнены в желтом, а не в привычном для «Альфы» красном цвете. Также есть банковская карта «Х5 клуб», которая заменяет карту лояльности в магазинах ритейлера, в этом проекте Альфа-банк осуществляет выпуск карт, проводит банковские и финансовые операции.

Осенью 2021 г. Х5 Group и Альфа-банк создали дочернюю организацию «Икс5 финансовые решения» для реализации финсервиса «Х5 банк». Ритейлер и банк получили в новой компании по 49,99%, еще 0,02% получили «Альфа инвестиции». О планах запустить платежный сервис ритейлер объявил в октябре 2020 г. Этот шаг стал частью стратегии Х5 Group, которая предусматривала присутствие на каждом этапе «клиентского пути» – от выбора товара до покупки. Компания ликвидирована в мае 2023 г.

Как компании связаны друг с другом

Все три компании – учредителя КПЛ ранее контролировались структурами «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его бизнес-партнерами.

Мобильный оператор «Вымпелком» до мая 2022 г. принадлежал голландскому телекоммуникационному холдингу Veon, крупнейшим акционером которого была LetterOne Фридмана и партнеров. О том, что топ-менеджеры «Вымпелкома» (генеральный директор Александр Торбахов и др.) выкупят компанию, стало известно в ноябре 2022 г. Сделку закрыли в октябре 2023 г.

Актуальная схема владения Альфа-банком не раскрывается, согласно последним публичным данным, на март 2022 г. банк принадлежал АО «АБ холдинг», конечными бенефициарами которого через ABH Holdings S.A. являлись Фридман (32,9%), Герман Хан (21%), Алексей Кузьмичев (16,3%), Петр Авен (12,4%), Андрей Косогов (3,7%), итальянская финансовая группа UniCredit (9,9%) и фонд The Mark Foundation for Cancer Research (3,9%). В том же месяце Кузьмичев и Хан вышли из числа совладельцев Альфа-банка, передав свои доли Косогову. Через год об этом объявили Фридман и Авен.

В мае 2023 г. Фридман вышел также из капитала другой российской «дочки» – «Альфастрахования». Бизнесмен владел компанией также через ABH Holdings. Но, по словам представителя страховщика, сделка была скорее реструктуризацией владения, а не продажей компании сторонним покупателям. С «Альфа-групп» связана и X5 Retail Group, сейчас пакет в 47,86% акций ритейлера принадлежит CTF Holdings S.A., конечные бенефициары которой не раскрываются. Еще 11,43% акций у The Axon Trust, а остальные 40,7% в свободном обращении.