Как импортерам из малого и среднего бизнеса бороться с валютным кризисом

Есть четыре основных способа избежать потерь от курсовых колебаний, банки помогут необходимыми инструментами

Многие предприятия малого и среднего бизнеса используют товары, оборудование или материалы иностранного производства, то есть зависят от импорта. В прежние времена это не создавало каких-либо трудностей, но из-за шторма на валютном рынке бизнесмены столкнулись с рядом проблем. Колебания валютного курса вынуждают их либо терпеть убытки, либо повышать цены, что чревато потерей клиентов. Вдобавок ко всему, иностранные поставщики из-за сильно выросших российских рисков зачастую стали требовать полной предоплаты, что в условиях курсовой «качки» также грозит бизнесменам потерями.

Чтобы выжить, предпринимателям приходится осваивать новые финансовые продукты, о которых в прежние времена они могли даже не догадываться. Помощниками в освоении этих наук становятся банки. Банк заинтересован в том, чтобы его клиент смог в кризис наладить нормальную работу, и подскажет ему правильные рецепты выживания во время финансового шторма.

Способов, которые помогут импортерам лучше приспособиться к кризисной «болтанке», много. Для предприятий малого и среднего бизнеса можно выделить четыре основных. Для небольшого бизнеса именно они являются наиболее подходящими.

1. Валютный форвард поможет снизить валютные риски.

Колебания на валютном рынке – главная проблема для компаний, чей бизнес завязан на импорт. Банки предлагают минимизировать потери с помощью покупки форвардных валютных контрактов: импортеры фиксируют курс валюты на день заключения контракта, а покупают ее по этому же курсу позднее, когда товар должен быть оплачен. Если между заключением договора и поставкой товара проходит значительное время, разница в курсах может оказаться весьма чувствительной.

Например, малое предприятие заключило договор с иностранным производителем на поставку оборудования. Цена товара зафиксирована в валюте, частично оплата производится при заключении контракта, а частично – на дату отгрузки или поставки. Но на изготовление и поставку товара требуется определенное время. В условиях постоянного колебания валютных курсов велика вероятность того, что к моменту поставки товара его рублевая цена возрастет. Валютный форвард позволяет зафиксировать курс на определенную дату, по нему и будет покупаться валюта, когда подойдет срок оплаты.

2. Аккредитив и банковская гарантия вместо предоплаты.

Помимо курсовой «качки» импортеры столкнулись с кризисом доверия со стороны иностранных поставщиков. Из-за возросшего кредитного риска на Россию иностранные компании опасаются неисполнения контрактов и требуют от российских партнеров предоплаты поставок. Предоплата (а зачастую ее требуют в размере 100%) для многих компаний малого бизнеса невозможна: свободных денег у них, как правило, нет, а кредиты стали дороги. Эту проблему решают аккредитивы, когда обязательства по оплате берет на себя банк. Поставщик будет уверен, что товар будет оплачен, при этом импортеру не понадобится отвлекать средства из оборота.

Гарантировать выполнение обязательств по договору с поставщиком также можно, воспользовавшись банковской гарантией. Правда, в ряде случаев иностранные партнеры не удовлетворяются гарантиями российских банков и требуют гарантий солидных западных финансовых учреждений. Получить такую гарантию можно либо непосредственно в иностранном банке, либо через российский банк, который выступит в качестве посредника. Международная гарантия может стоить дороже, но зачастую воспользоваться ею все равно выгоднее, чем работать по предоплате.

3. Факторинг как способ борьбы с отсрочками.

В финансировании нуждаются и компании, являющиеся поставщиками торговых сетей, которые повсеместно практикуют большие отсрочки по оплате товаров.

Факторинг и до кризиса был знаком компаниям малого бизнеса и использовался ими как способ благополучно пережить время между поставкой и оплатой товаров ритейлерами. Сейчас его открывают для себя и компании, которые не использовали его раньше. Сразу после поставки товара поставщик может обратиться в банк и получить деньги для того, чтобы зафиксировать курс следующих поставок. Тем более, что сейчас, как говорят поставщики, торговые сети еще больше увеличили отсрочки. Они и раньше в крупных торговых сетях составляли 60-90 дней, а теперь доходят до четырех месяцев, и это, похоже, еще не предел.

Столь долгий срок расчета за отгруженную сетям продукцию грозит компаниям МСБ большими кассовыми разрывами, и факторинг становится для них незаменимым продуктом. Финансирование предоставляется под залог дебиторской задолженности, которая возникла при отгрузке товаров сетям. Для малого бизнеса, у которого зачастую нет качественных залогов для получения кредита, факторинг становится единственным способом финансирования для сокращения кассовых разрывов.

4. Еще один способ снизить издержки от сильных колебаний валютных курсов для малого бизнеса – это покупать валюту ежедневно небольшими партиями по мере получения оплаты за ранее поставленные покупателям товары, а не ждать выгодного курса, чтобы поменять все сразу. Тем самым вы усредните стоимость валюты и сгладите курсовую разницу.

Бизнесменам важно помнить, что кризис – это не только время потерь и лишений. Это еще и новый этап для развития компании, возможность узнать что-то новое, что поможет сейчас и в будущем крепче стоять на ногах. И если раньше владелец небольшой компании не знал каких-то финансовых нюансов ведения бизнеса, не искал способов оптимизации, сейчас самое время наверстать упущенное. Тем более, что научиться этому можно «не отходя от кассы» – в своем банке, а в университет поступать не обязательно.

Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.