Как банкам работать с добросовестными должниками

Нужен целый комплекс новых процессов и инструментов, которые помогут заемщикам, попавшим в трудную ситуацию

Доля просроченных кредитов физических лиц в портфелях банков все увеличивается. По данным Объединенного кредитного бюро, в начале прошлого года доля кредитов с просрочкой более 90 дней составляла 6%, сейчас она уже превышает 8%. Наибольшая головная боль для банков – те, кто взял кредит наличными или неумеренно пользовался кредитными картами: здесь доля просрочки «90+» в феврале достигла 10,5% и 19,5% соответственно.

Прогнозы рейтинговых агентств и аналитиков неутешительны: до конца года этот показатель может вырасти до 10% и продолжит увеличиваться в 2016 г. Но есть и обнадеживающая особенность. Сегодня все чаще встречаются добросовестные должники – те, кто столкнулся с жизненными трудностями из-за потери работы, болезни или других неприятных обстоятельств и не то что не желает возвращать деньги, а просто не в состоянии это сейчас сделать.

Мировой опыт показывает: с заемщиками этой категории работать можно и нужно, стоит только применять к ним особый подход.

Прежде всего, конечно, желательно выявить ухудшение финансового состоянии заемщика до того, как возникает просрочка, и до того, как его заметят другие работающие с этим клиентом банки. Наиболее успешные банки используют автоматизированные системы раннего предотвращения просрочки. Они выявляют наиболее уязвимые сегменты клиентов в базе банка на основе анализа данных о месте работы заемщиков, дополнительной информации из кредитных бюро, отслеживания структуры платежей и поступлений по картам и счетам в банке и т.д. Хороший банк в упреждающем режиме связывается с клиентом высокорискового сегмента и предлагает ему возможность досрочного погашения или, наоборот, продления срока кредита и снижения ежемесячного платежа.

Если же клиент уже просрочил выплаты, выбор стратегии дальнейших действий должен начинаться с оценки его текущей платежеспособности. Сотрудников банка, работающих с добросовестными должниками, необходимо вооружить целым комплексом инструментов и развить у них навыки проведения системного анализа финансового состояния заемщика. Предстоит, с одной стороны, проанализировать источники дохода (заработную плату, ренту, доходы супруга и членов семьи), а с другой – основные расходы (арендную плату, траты на коммунальные услуги, питание, мобильную связь и т.д.). Вся информация, предоставленная клиентом, оценивается на объективность – сравнивается с типичными расходами домохозяйств. Разница между доходами и расходами клиента – это и есть «располагаемый доход», который можно направить на погашение кредита.

Предоставляя добросовестному должнику ту или иную схему реструктуризации, банк рассчитывает через какое-то время вернуть деньги – когда тот поправит свое финансовое положение. На это можно надеяться, к примеру, оценив шансы клиента на восстановление трудоустройства, если он безработный, или на повышение зарплаты, если она была снижена в связи с экономическим спадом. Другие возможности улучшения финансового состояния – решение перебраться в более доступное жилье, получение наследства, продажа недвижимости и т.д. Следует также учитывать временные финансовые затруднения, связанные с образованием детей, медицинскими расходами, судебными издержками. На одну чашу весов кладем плюсы, на другую – минусы. И получается, что, к примеру, клиент с высшим образованием, который временно потерял источник доходов из-за того, что из его квартиры выехали арендаторы, имеет больше шансов восстановить график платежей по кредиту, чем клиент со средним специальным образованием, который уже три года ищет работу и сбережения которого подходят к концу.

Задача банка и специалистов по реструктуризации – не только оценить все эти факторы, но и получить их документальное подтверждение, например, увидеть диплом о высшем образовании, выписку из трудовой книжки, налоговую декларацию.

Чтобы работа с добросовестным должником приносила ощутимые результаты, она должна быть системной. Необходимы стандартные модели и инструменты оценки платежеспособности, которые позволят специалистам по реструктуризации одинаково оценивать финансовое положение заемщиков и рассчитывать новый график выплат по кредиту. Всех клиентов следует разделить на группы в соответствии с их текущим финансовым положением, возможностью его улучшения в будущем, а также потенциалом трудоустройства, если клиент сейчас находится без работы, и для каждой группы сформировать свой подход. Мировая практика показывает, что оптимальное количество групп для такой сегментации – шесть-семь (см. схему)

/ Источник: анализ рабочей группы

В систему должны быть встроены и механизмы предотвращения мошенничества со стороны самих специалистов по реструктуризации, такие как проверка и сравнение представленной ими информации со средними показателями из баз данных банка.

Итак, после проведения анализа и моделирования банк получает сумму располагаемого дохода заемщика и набор факторов, указывающих на наличие или отсутствие потенциала улучшения его финансового состояния. Если доход покрывает новый, уменьшенный ежемесячный платеж по основному долгу и процентам, клиенту предлагается максимальное продление срока кредитования при минимальном размере выплат. Если же доход оказывается ниже нового ежемесячного платежа, банк может предоставить кредитные каникулы на срок от полугода до полутора лет, во время которых клиенту выплачивает только проценты по первоначальной ставке, но не гасит основную сумму долга. В эту категорию попадает до половины заемщиков, которым предлагается реструктуризация. Когда же дохода не хватает даже для покрытия процентов по кредиту, помимо предоставления кредитных каникул банк может пойти на снижение ежемесячных платежей. И даже если размер этих выплат совсем незначителен, куда важнее их дисциплинирующий эффект – ведь банк ожидает, что в конечном итоге в течение года-полутора клиент вернется к нормальному графику платежей.

А что же делать, если наша схема расчета платежеспособности клиента показала, что у него отсутствует какой-либо потенциал для улучшения финансового положения в ближайшие годы? Что ж, если банк уверен, что ему ни при каких обстоятельствах не удастся вернуть деньги, то он может, вздохнув, простить часть долга. Решения такого рода обычно предлагаются, когда просрочка превышает год и когда очевидно, что ни один из стандартных вариантов погашения задолженности не сработает.

Заемщикам, просрочившим платежи по ипотеке, кроме стандартной реструктуризации могут предлагаться и более сложные схемы. Например, во время кризиса 2008–2009 гг. в США банки начали предоставлять таким клиентам возможность передать дом во владение банка, но продолжать жить в нем и выплачивать арендную плату.

Итак, в ситуации увеличения количества добросовестных должников банкам необходимо создать целый комплекс новых процессов, инструментов и компетенций, которые до сих пор были не так актуальны для России. Опыт стран, которые недавно пострадали от экономического кризиса, таких как Греция и Испания, показывает, что эта новая ситуация требует и нового подхода к работе с заемщиками.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.