Как банкам удержать рентабельность

Поскольку себестоимость бизнеса растет, а рентабельность — снижается, банки ищут внутренние резервы для удешевления ряда видов деятельности

В конце прошлого года события в экономике носили экстраординарный характер в условиях внешних шоков, и их последствия для всей финансовой системы России будут еще долго обсуждаться.

Помимо сокращения издержек банкам следует искать альтернативные способы и пути развития. Это в первую очередь технологии, далее — сокращение расходов за счет оптимизации сети (например, в Росбанке с 620 отделений сеть сократилась до 550) и развития дистанционных каналов обслуживания, усиление направления транзакционного бизнеса, выбор более экономически перспективных зон присутствия офисов, сокращение персонала (в Росбанке — до 15% в текущем году).

Статистика января — мая 2015 г. по банковскому сектору свидетельствует о снижении кредитной активности, прежде всего в части рублевых кредитов: –2,6% для основного долга с начала года, в том числе –1,6% в корпоративном сегменте и –4,6% — в рознице. В ряде сегментов падение объемов выдачи розничных кредитов составило до 85%. Определенную поддержку сектору оказывает продолжение ипотечной работы крупнейшими банками, в том числе участие ряда банков в государственной программе субсидирования ипотечной ставки. В остальном же сектор, можно сказать, находится в состоянии коллапса.

Не могли они не оказать влияния и на банковский сектор. В последние несколько лет розничное кредитование было ключевым драйвером роста российской экономики. В 2014 г. рост объемов кредитования замедлился, а в 2015 г. ожидается сокращение розничного кредитного портфеля банковской системы.

Кредитные организации сталкиваются с целым рядом негативных моментов. В первую очередь произошло снижение спроса в связи с увеличением ставок, во-вторых, психологически население в условиях кризиса предпочитает снизить кредитную нагрузку и материальную зависимость. В-третьих, банки вынужденно ужесточили риск-политику в связи с ростом просроченной задолженности.

В этих условиях банкам необходима полномасштабная система мер, которая способна поддержать розничное кредитование и его рентабельность. Среди приоритетных шагов по улучшению ситуации в банковском секторе можно отметить снижение ключевой ставки ЦБ, без которого невозможен рост объемов. Следующий шаг — предоставление ЦБ определенных регулятивных послаблений для преодоления банками непростого периода в 2015 г. Третья мера — поддержка спроса. Четвертое направление — шаги по снижению себестоимости ведения банковского бизнеса.

Необходимость снижения ключевой ставки ЦБ на данный момент не вызывает ни у кого сомнений. Чтобы максимально быстро повлиять на деловую активность, регулятору необходимо вернуть ставку как минимум на уровень 10%. Однако риски, которые сопутствуют данному шагу, неминуемо сосредоточены вокруг инфляции. Во-первых, несмотря на укрепление рубля, его фундаментальная оценка находится на более низких уровнях (в терминах пары USD/RUB — на более высоких, в диапазоне 55–58 руб. за доллар), и снижение ставки может этот уровень понизить еще больше (до 58–63 руб.). Во-вторых, присутствуют риски, связанные с дефицитом федерального бюджета, госрасходы крайне сложно сократить, а по мере приближения политического цикла, возможно, произойдет их некоторое увеличение. Быстрое понижение ставки в подобных реалиях может разогнать инфляцию.

Важно отметить, что поддержка кредитной деятельности банков является задачей не только Центрального банка, но и в целом государственной системы. На выдачу кредитов во многом влияет спрос. В розничном банкинге снижение объемов кредитования вызвано в том числе и существенным сокращением спроса со стороны физических лиц. Для поддержки этого направления бизнеса мы предлагаем расширение действующих и введение новых льготных программ кредитования. В частности, можно расширить реализующуюся программу субсидирования процентной ставки по ипотеке, например, для вторичного жилья, субсидировать ставку по образовательным кредитам, предоставить дисконт в рамках потребительского кредитования для отдельных категорий граждан (молодые семьи, бюджетники) и разработать программу государственного страхования кредитов. Мы приветствуем тот факт, что автокредитование снова получило поддержку — возобновилась государственная программа льготного автокредитования, которая позволяет клиентам оформить кредит по ставке, сниженной на 2/3 ключевой ставки Банка России.

Сейчас можно говорить о том, что закончилась фаза высокой волатильности, макроэкономические показатели стали более умеренными. По сравнению с декабрем ситуация действительно выглядит лучше: выше предсказуемость — вроде бы стабилизировались геополитическая ситуация, цены на нефть, курс рубля, но назвать эту стабилизацию устойчивой пока нельзя. Изменились и стратегии банков, которые от решения задач по выживанию перешли к реализации долгосрочных планов.

В этом году мы ожидаем существенного снижения процентной маржи и роста резервов, что приведет к дальнейшему усилению давления на доходность и капитал банков. Себестоимость ведения банковского бизнеса продолжит расти, а рентабельность от предоставления услуг клиентам — снижаться, поэтому банки ищут внутренние резервы для удешевления определенных видов деятельности. Здесь целесообразно рассмотреть возможность упразднения дорогих бумажных архивов в пользу безбумажных бизнес-процессов, сделать акцент на развитии технологий электронной подписи и дистанционных сервисов. Было бы своевременно провести полноценный анализ законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, масштаб и эффективность которого никто не оценивал, притом что затраты на его соблюдение крайне высоки для банков.

Не исключаю, что для поддержания рентабельности банковский бизнес будет вынужден «сращиваться» с другими смежными финансовыми и телекоммуникационными институтами, например, со страховыми компаниями или операторами связи.

Очевидно, что для стабильной работы банкам необходима поддержка со стороны государства, но важно избежать излишнего вмешательства надзорных органов в механизмы рыночного регулирования доходности банков и их рисковой политики.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.