Реструктуризация растущей проблемной задолженности потребует докапитализации банков

Но для полного оздоровления необходим план на перспективу – с созданием «хорошего» и «плохого» банков

Начиная со второй половины 2014 г. российские банки ощущают нарастающее давление по обеим сторонам баланса. Причиной тому вся совокупность экономических факторов – сокращение покупательной способности населения, падение реальных доходов бизнеса, девальвация рубля и закрытие внешних рынков капитала для рефинансирования крупнейших заемщиков. По данным Центрального банка, доля просроченных кредитов на 1 декабря 2015 г. приблизилась к 7%, увеличившись за год на 40%. В то же время не сбылись пессимистичные прогнозы рейтинговых агентств начала 2015 г., ряд из которых предрекали рост этого показателя до 40% (хотя необходимо учитывать разницу в методологии: для целей МСФО к просроченному долгу относится вся сумма обязательства, а по методологии ЦБ – только сумма просроченных платежей).

В некотором смысле этот показатель – общая температура по больнице; стоит учитывать ряд отдельных тенденций. Так, первыми рост объема просроченных ссуд на себе ощутили банки со значительной долей необеспеченных розничных кредитов, и в целом к началу 2015 г. динамика просроченной задолженности физических лиц заметно опережала невыплаты по корпоративному портфелю. Последний показатель на протяжении 2014 г. оставался практически неизменным. По данным ЦБ на 1 декабря 2015 г., общий объем просроченных платежей по кредитам в ряде банков, специализирующихся на высокорисковом розничном сегменте, составил 15-35% (такой разброс вызван различием в составе кредитных портфелей, а также подходах, используемых банками в работе с коллекторами). В целом оценка просроченной задолженности по кредитным портфелям физлиц достаточно объективна: графики погашения здесь более плотные и регулярные, поэтому влияние экономических факторов, в первую очередь сокращение платежеспособности заемщиков, на них отражается особенно быстро.

С начала 2015 г. наблюдается рост неплатежей уже по корпоративным портфелям, сейчас он незначительно опережает темпы их роста по портфелям физлиц. Важно учитывать, что в абсолютном выражении, по данным ЦБ, объем просрочки в корпоративном секторе в целом по России приблизительно вдвое превышает объем невыплат по кредитам физлиц, хотя это соотношение сокращается и меняется к обратному при движении на восток страны. Корпоративный портфель также включает наименее прозрачный сектор кредитования связанных сторон, в котором признание в учете проблем заемщика нередко откладывается до последнего. Можно ожидать, что в силу затяжного характера нынешнего кризиса банковский сектор ждет отложенный эффект от реализации просроченной задолженности и списаний по корпоративным портфелям.

Для розничного кредитного портфеля необходимо своевременно оценить масштаб проблемы в текущий период времени и в перспективе. Важно понимать, какие изменения нужно произвести незамедлительно в кредитной политике и взаимоотношениях со службами взыскания. На протяжении 2014 г. мы наблюдали активную скупку крупных пакетов акций коллекторских агентств внешними инвесторами. Также отмечается существенный рост активности на рынке микро- и альтернативного финансирования.

Что касается кредитования связанных сторон, для банка это во многом борьба с самим собой. Вступившее в силу в 2015 г. законодательство о деофшоризации, изменение комплаенс-процедур в связи с необходимостью применения требований американского закона FATCA и Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене информацией побуждают банки решать накопившиеся проблемы. В этих условиях нынешнюю кризисную ситуацию можно рассматривать как окно возможностей для реструктуризации бизнеса.

Важно понимать, что «волшебных» решений не существует и реструктуризация проблемной задолженности, вероятно, потребует докапитализации банка в том или ином виде. Исключительно «бумажное» решение приведет только к отсрочке проблемы и, скорее всего, к усугублению последствий в будущем - на быстрое восстановление объемов привлеченных средств и кредитования в текущей ситуации рассчитывать не приходится. При этом прямая докапитализация банка без финансово-экономического плана оздоровления проблемной задолженности, а также проработанной организационной и юридической структуры может привести к сжиганию средств без достижения необходимого результата.

В рамках мер по реструктуризации необходимо определить, какие направления бизнеса являются стержневыми для банка и какие имеют перспективы развития, а также классифицировать активы, выявив наиболее проблемные из них, активы, по которым ожидаются трудности в ближайшей перспективе, а также непрофильные активы. Также целесообразно проанализировать состав пассивов банка, чтобы определить, какие из них могут быть использованы в качестве инструментов докапитализации. Необходимо построить прогнозные финансово-экономические модели «хорошего» и «плохого» банков, определить источники финансовой устойчивости и разработать бизнес-обоснование «плохого» банка. Если принято решение о создании отдельной юридической структуры - «плохого» банка, то необходимо определить тип организации (кредитная или некредитная организация, фонд, иностранное лицо и проч.), разработать юридические механизмы передачи пула активов и пассивов, проанализировать налоговые последствия и определить, будет ли банк нести на себе часть кредитного риска новой структуры или за счет оптимального состава активов и пассивов полностью избавится от «плохого» банка. Важно также разработать самостоятельную управленческую и организационную структуру «плохого» банка, с тем чтобы он был максимально независимым от «хорошего» банка в принятии решений и управлении активами. Все эти факторы будут оцениваться в совокупности при составлении отчетности по МСФО. Для банковских групп также может быть достижим эффект синергии в рамках единого «плохого» банка для всех входящих в нее банков.

Недавний масштабный проект в банковском секторе СНГ - реструктуризация двух крупнейших банков Казахстана. По данным Всемирного банка, в результате доля просроченных кредитов в банковской системе Казахстана снизилась с 23% в начале 2015 г. до 9% к концу лета. Реструктуризация осуществлялась при активной поддержке местного регулятора, в частности, были согласованы дополнительные исключения при расчете кредитного риска на одного заемщика, а также ряд налоговых льгот.

Российские банки должны быть готовы к повышенному вниманию Центробанка в вопросе проблемных долгов. Разработка плана создания структуры по оздоровлению проблемной задолженности должна стать основой для определения необходимых объемов, источников и инструментов докапитализации, а также обоснования потребности в ней.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.