У владельцев зарубежных счетов, возможно, появился новый риск

Письмо ФНС об уведомлении по таким счетам ставит юристов в тупик

В последние дни вопросы валютного законодательства неожиданно оказались в центре внимания как людей, имеющих зарубежные счета, так и профессионального сообщества. Связано это с тем, что на прошлой неделе было опубликовано письмо ФНС № ЗН-3-17/5523@, датированное 16 июля 2017 г.

В нем ФНС высказывает мнение, что операции по зарубежным счетам, об открытии которых не было подано уведомление или по которым не был подан отчет о движении средств, должны считаться незаконными валютными операциями.

Это может повлечь наложение штрафа от 75% до 100% от суммы операции. Более того, с формальной точки зрения использование на зарубежном счете средств, зачисленных незаконно, влечет штраф в размере до 100% от соответствующей расходной операции. То есть из письма ФНС фактически следует, что если резидент не уведомил налоговые органы о наличии у него зарубежного счета или не подал ежегодный отчет о движении средств по нему, то в худшем случае все операции по счету могут быть обложены штрафом до 200% от суммы оборотов по счету. При этом из письма следует, что для наложения штрафа достаточно факта неуведомления о счете или неподачи отчета по нему. Во всяком случае в нем не говорится о необходимости анализировать операции на предмет того, подпадают ли они под одно из оснований для зачисления средств на зарубежные счета.

Изложенная в письме ФНС позиция не может не вызывать тревоги у владельцев зарубежных счетов и юристов. Хотя в нем не приводится аргументация, скорее всего мнение ФНС о незаконности операций по «незадекларированному» счету связано с тем, что по закону для признания операции по зарубежному счету законной нужно, чтобы совпали два условия. Первое – само основание для операции должно соответствовать закону. А второе – счет должен быть открыт в соответствии с законом. Периодически среди специалистов, занимающихся валютным законодательством, возникало мнение, что если резидент не подал уведомление об открытии счета за рубежом, то он нарушил порядок его открытия, а значит, второе условие не соблюдено и, следовательно, все операции по нему должны считаться незаконными.

Однако с этим мнением сложно согласиться.

Прежде всего, неуведомление об открытии счета – это самостоятельное административное правонарушение, за него предусмотрена самостоятельная ответственность в виде штрафа (относительно небольшого, особенно по сравнению со 100% от оборотов по счету). Во-вторых, далеко не бесспорно и утверждение о том, что неуведомление об открытии счета означает нарушение процедуры его открытия. Сейчас к этой процедуре законодательство не предъявляет никаких формальных требований. Счета могут открываться в любой стране совершенно свободно, после чего подается уведомление. В-третьих, признание операций незаконными в связи с отсутствием уведомления нелогично, что видно на следующем примере.

На уведомление об открытии счета законодатель дает 30 дней. То есть нарушение в виде неуведомления происходит лишь на 31-й день. В течение первых 30 дней резидент может совершать операции, например периодически переводить средства с другого своего зарубежного счета. Неужели данная операция, включенная в список разрешенных для пополнения зарубежного счета, станет незаконной на 31-й день? Или же отсутствие уведомления бросит тень и на совершенные в первые 30 дней операции и они, в течение 30 дней бывшие законными, станут незаконными ретроспективно? А если уведомление будет подано с нарушением срока и резидент заплатит положенный штраф за нарушение порядка уведомления о зарубежном счете? Ведь если быть последовательным в мнении о том, что неуведомление о счете означает нарушение порядка его открытия, то даже оплаченный штраф за неуведомление не исправит того факта, что счет был открыт якобы с нарушением. А значит, все будущие операции по нему все равно будут незаконными. Очевидно, что такой вывод противоречит юридической логике.

Что же касается вывода в письме о незаконности операций по счету в связи с неподачей отчета по нему, то привести контраргументы такой позиции сложно, потому что непонятно, на чем она в принципе основана. Вывод о незаконности операций вследствие отсутствия отчета – это нечто совершенно новое. Отчет о движении денежных средств подается раз в год, по истечении почти полугода с момента окончания отчетного периода. Данный документ никак не связан с порядком открытия счета. Вопросов в связи с такой позицией тоже много: будет ли ФНС признавать незаконными все операции за отчетный период или все операции по счету в целом? Что произойдет, если отчет будет представлен с нарушениями или с опозданием?

Приведенные выше соображения и вопросы показывают, что позиция, изложенная в письме ФНС, по меньшей мере неоднозначна. Остается надеяться, что оно не ляжет в основу правоприменительной практики. По имеющимся у нас сведениям, ФНС склонна рассматривать данное письмо как частный ответ на частный вопрос. Насколько нам известно, уже после публикации письма ФНС в конце прошлой недели разъяснила, что незаконными считает операции, совершенные с нарушением закона, независимо от того, было ли подано уведомление о зарубежном счете/отчет по нему или нет (с акцентом на то, что отсутствие уведомления по счету не освободит от обязанности соблюдать режим счета). С таким мнением уже нельзя не согласиться: действительно, факт уведомления или неуведомления о счете не может повлиять на законность операции, на это влияет исключительно ее разрешенность с точки зрения режима зарубежного счета.

В любом случае зарубежный счет по-прежнему требует внимательного к себе отношения. Пользуясь им, в том числе для приобретения продуктов и услуг зарубежных банков и управляющих, совершая сделки на международных площадках, продавая и покупая финансовые инструменты, нужно помнить: все операции по зарубежному счету валютного резидента подпадают под требования российского валютного законодательства. Требования же эти в значительной степени носят ограничительный характер, и зачислять средства на зарубежный счет можно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Хотя перечень допустимых операций в последние годы расширялся, он все равно остается закрытым, в связи с чем риск совершить незаконную операцию по-прежнему высок. Грядущий автоматический обмен информацией (CRS), разработанный ОЭСР, позволит российским налоговым органам в автоматическом режиме получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов, что заставляет относиться к их использованию с еще большей осторожностью и вниманием.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.