Как банки могут выгодно активизировать работу с малым и средним бизнесом

Оцифровка кредитных процессов – одна из немногих возможностей по увеличению доходов банков

Текст написан в соавторстве с Дмитрием Рудаковым, менеджером Oliver Wyman

Текущая ситуация на рынке

В последние годы из-за ограниченного роста экономики, падения реальных доходов населения и сложностей с привлечением финансирования активного развития сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) в России не наблюдается. При этом в целом продвижение в сегмент является для крупных банков одной из немногих опций по увеличению доходов:

• потенциал дальнейшего роста бизнеса с крупными клиентами ограничен (отсутствие новых имен, рост конкуренции за существующих, снижение маржинальности бизнеса);

• в сегменте МСБ по прежнему существуют перспективы для увеличения непроцентных доходов: привлечение остатков на расчетные счета (около 1,6 трлн руб.), получение комиссий за расчетно-кассовое обслуживание (более 100 000 компаний), развитие других (в том числе небанковских) продуктов, например аутсоринга функций поддержки, консультирования.

Но многие банки опасаются высоких рисков: по нашей оценке, вероятность дефолта для кредитующихся компаний в среднем равна 6% для малого бизнеса и 4,5% – для среднего. В итоге лишь около 6% заемщиков МСБ создают стоимость для банков на основании только кредитных доходов. Поэтому, несмотря на усилия правительства по увеличению кредитования МСБ и большему фокусу крупных банков на сегменте, объемы выдачи кредитов до сих пор значительно уступают докризисным уровням (даже без учета инфляции):

Развитие цифрового кредитования МСБ

У бизнеса возникает задача по поиску более дешевого финансирования, а у банков – по поиску качественных заемщиков и удержанию на обслуживании клиентов с более высоким риском без выделения средств. По нашему мнению, использование цифровых решений помогает одновременного решать эти задачи.

На объемы выдачи влияет также неготовность части компаний брать кредиты по текущим ставкам. Для компенсации риска банки предлагают высокие ставки по кредитам, которые для бизнеса оказываются неподъемными. В итоге компании, не получив достаточной финансовой поддержки, объявляют дефолт или закрывают бизнес. Получается замкнутый круг – высокие ставки в результате высокого уровня риска, который обусловлен в том числе высокими ставками.

В ходе нашего взаимодействия с иностранными и российскими банками мы наблюдаем все бóльшую заинтересованность в переводе кредитных процессов в цифровой формат, включая получение данных (доступных без обращения к клиентам), оценку рисков и принятие решений. Оцифровка процессов позволяет значительно снизить объем ручной работы, уменьшить количество ошибок и повторных запросов клиентам и, как следствие, повысить их удовлетворенность. А за счет снижения стоимости кредитного процесса и повышения его точности банки получают дополнительную гибкость в вопросах ценообразования.

Для получения внешних данных используются услуги агрегаторов, собирающих информацию о финансовой отчетности компаний, данные от кредитных бюро, косвенные оценки финансового состояния (закупки, арбитражные дела, задолженность по налогам и сборам) и др. Развитие таких агрегаторов в России уже идет.

Доступные на текущий момент на российском рынке внешние данные позволяют достаточно точно оценивать кредитный риск компаний (с предсказательной силой, сопоставимой с получаемой в рамках классического анализа). Это создает возможность для оцифровки кредитного процесса банками. Например, в ходе нашей работы с одним крупным российским банком была выявлена экономическая целесообразность замены одного из этапов ручного труда на автоматическое принятие решений для более чем трети сделок со средними и крупными клиентами и более половины сделок с клиентами малого бизнеса (с использованием консервативной оценки), а также в целом возможность повышения уровня одобрения сделок.

Часть банков по-прежнему предпочитает традиционные формы работы с клиентами, представляя это как элемент своего ценностного предложения. Но опыт развития розничного кредитования показывает, что со временем все больше банков переходит на автоматизированные процессы и основным ограничителем становятся возможности по проведению трансформации, а не желание изменений.

Другим элементом оцифровки кредитования становится создание кредитных «маркетплейсов» (рыночных площадок), на которых банк выступает посредником по организации финансирования корпоративных клиентов за счет средств розничных клиентов и других инвесторов. Создание таких площадок позволяет удовлетворить потребность в финансировании МСБ и одновременно расширить продуктовое предложение для других клиентов.

Активное распространение данный формат получил на Западе и в Азии, где интерес к продукту со стороны инвесторов (физических лиц и крупных компаний) обусловлен низкими ставками по депозитам, а со стороны МСБ – недостаточным финансированием от банков (особенно в Азии). В России, несмотря на относительно высокие ставки по депозитам, также есть пример кредитного маркетплейса – его развивает Альфа-банк. Для широкого распространения таких площадок потребуется время (ознакомление инвесторов и МСБ с новым инструментом, расширение возможностей площадок, снижение ставок по депозитам).

Мы наблюдаем повышенный интерес к этой теме в банковском секторе, который может реализоваться в расширении существующих площадок и/или появлении новых, что также будет способствовать росту кредитования МСБ.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Цифровые платформы как источник фондирования