Элизабет Дьюк: «Я научила около 3000 банкиров и экспертов основам разумной банковской практики»

Элизабет Дьюк добралась до поста, который еще не занимала ни одна женщина в крупнейших американских банках. С 1 января она возглавит совет директоров некогда самого дорогого в мире банка Wells Fargo и попытается вытащить его из скандалов
Будущий председатель совета директоров Wells Fargo Элизабет Дьюк/ Jonathan Ernst/ REUTERS

В жизни Элизабет (или, как ее часто называют, Бетси) Дьюк много резких поворотов. Мечтала стать актрисой, а в итоге возглавила банк; думала всю жизнь работать в провинции, а стала одной из самых влиятельных женщин Вашингтона (см. врез), ушла было на покой, но теперь возглавит совет директоров проблемного банка Wells Fargo. Об этом объявлено на прошлой неделе. Ни одна женщина не занимала такую высокую должность в крупнейших американских банках, отмечает WSJ.

Wells Fargo & Company

Финансовая группа
Крупнейшие акционеры (данные компании на 31 декабря 2016 г.): Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта (10%), The Vanguard Group (5,98%), Blackrock (5,6%).
Капитализация – $257,2 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие 2017 г.):
активы – $1,9 трлн,
капитал – $206,1 млрд,
выручка – $44,2 млрд,
чистая прибыль – $11,3 млрд.

Основана в 1852 г. Оказывает банковские услуги, услуги в сфере страхования, инвестиций, ипотеки и другие финансовые услуги в 42 странах мира. По данным компании на 30 июня 2017 г., занимает 3-е место в рейтинге банков США по активам.

Ее предшественник Стивен Сэнджер уходит из банка раньше, чем ожидалось, – уже 31 декабря, а не в следующем году, после того как ему исполнится 72 года. В совете директоров он заседает уже 14 лет, но председательствует лишь с октября 2016 г. Причина столь скорой отставки – не слишком удачные попытки улучшить репутацию банка после громких скандалов. В прошлом году стало известно, что в погоне за бонусами сотрудники Wells Fargo открывали счета клиентам без их ведома и навязывали ненужные им услуги. Так появилось более 2 млн «непрошеных» кредитных карт и счетов. История стоила места генеральному директору Джону Стампфу и еще 5300 сотрудникам – около 1% персонала. Банк оштрафовали на $185 млн.

Едва Wells Fargo начал оправляться от этой истории, как в нынешнем июле вышло расследование The New York Times: банк навязывал взявшим кредит на покупку автомобиля совершенно необязательную автостраховку. В итоге Wells Fargo признал, что 570 000 клиентов могли обойтись без дополнительных выплат на страхование, и согласился возместить им $80 млн.

На волне критики Wells Fargo сменил не только председателя совета директоров, но и двух долгожителей совета, которых критиковали за слишком вялые ответные действия на сотрясающие банк скандалы. Произошли и перестановки в ряде комитетов совета. Но аналитики предупреждают, что Дьюк предстоит нелегкий труд. «Изменений в совете директоров недостаточно, чтобы руководство банка перестало быть в центре внимания, – предупреждает на страницах FT аналитик KBW Брайан Клейнханзел. – Никуда не денется давление с целью добиться бо́льших перемен в управлении, особенно если вскроются новые нарушения, ведь многие действия напрямую курировало руководство Wells Fargo».

Дьюк – финансовый тяжеловес. При Джордже Буше в 2008 г. она вошла в число управляющих ФРС и проработала пять лет. Этот опыт будет крайне полезен для Wells Fargo в попытках улучшить отношения с Вашингтоном, отмечает FT. Заступивший в прошлом году на пост гендиректора банка Тим Слоан в заявлении для прессы так и сказал: «Ее опыт работы регулятором бесценен».

Актриса за конторкой

Дьюк родилась в 1952 г. в Портсмуте и выросла в Вирджинии-Бич. Принялась было изучать физику в Университете штата Северной Каролины, но решила резко изменить жизненный путь и стать актрисой – ради чего перевелась в Университет Северной Каролины в Чапел-Хилле, где получила диплом бакалавра в области изящных искусств и драмы. Но попытки пробиться на подмостки в итоге оставили ее без гроша, рассказывает онлайн-издание Inside Business. Промаявшись год, она пошла кассиром на неполный рабочий день в местный First & Merchants Bank, продолжая выступать по вечерам в театре, ставящем мюзиклы и легкие комедии. «Уровень безработицы в театре – около 97%. Мне нужна была работа», – объясняет она приход в банк. Через некоторое время подработка в банке превратилась в полноценную работу, а потом ей предложили участвовать в запуске нового банка – Bank of Virginia Beach, где был всего десяток сотрудников.

«Его президент Берт Харрисон любил поговорить о банковском деле и о том, как устроена работа банков. Он был прирожденным местным банкиром (community bank – местный банк, обслуживающий небольшой населенный пункт. – «Ведомости») и учителем. Он научил меня всему, чему мог, – цитирует Дьюк Inside Business, отмечая, что и сама она стала усиленно учиться на курсах и по книгам. – То [чем я занималась] начало приобретать смысл. И чем больше я узнавала, тем становилось интереснее». В конце концов она пошла на МВА по банковскому делу в Old Dominion University и в 1983 г. получила диплом.

Молоток против стеклянного потолка

Можно сказать, что работа Дьюк – быть молотком для разбивания стеклянных потолков, подшучивает WSJ. В 1998 г. ее избрали в совет директоров ФРС в Ричмонде (там она провела два года, совмещая службу с работой в Bank of Tidewater), и это привлекло внимание к 46-летней банкирше. Год спустя Ассоциация банкиров Вирджинии избрала ее президентом. Впервые с момента основания ассоциации в 1893 г. этот пост заняла женщина. «На тот момент было не так много женщин среди генеральных директоров банков, а [Ассоциация банкиров Вирджинии] традиционно выбирает президента среди них», – объясняла она Inside Business. В 2004 г. уже Ассоциация американских банкиров сделает ее своим первым президентом-женщиной. Через год журнал US Banker назовет ее имя в числе 15 самых влиятельных в Вашингтоне женщин.

Учиться приходилось в основном по ночам и выходным – Дьюк и не думала бросать работу ради МВА и специально выбирала вуз, который предлагал обучение без отрыва от производства. «В те времена многие студенты МВА либо работали, либо имели опыт работы в реальном бизнесе. Так что во всех наших дискуссиях царил практический настрой. Мы искали способы воплотить полученные знания на следующий день, а не когда-нибудь в будущем. Когда мы работали над проектами, никогда не было дефицита реально стоящих перед бизнесом проблем», – рассказывала она на сайте Old Dominion University.

В 1978–1984 гг. она была вице-президентом и главным финансовым директором Bank of Virginia Beach, где ее супруг Ларри Харкам служил главным операционным директором. Но в 1985 г. банк продали, и Дьюк с мужем занялись новым проектом – созданием Bank of Tidewater.

Это был уже третий банк, который запускал муж, и Дьюк чувствовала, что дело обречено на успех: «Так как он занимался этим и раньше, он знал весь процесс» (цитата по Inside Business). Но в 1991 г. Харкам умер от сердечного приступа. Дьюк унаследовала его пост президента, а позже стала генеральным директором.

По просьбе президента

В 2001 г. история Bank of Tidewater насчитывала уже 15 лет, у него был десяток отделений. SouthTrust Bank с 650 отделениями предложил поглощение за $70 млн – и акционеры согласились. «Работа в более крупном банке до ужаса не похожа на работу в местном банке», – говорила Дьюк Inside Business.

На новом месте она стала исполнительным вице-президентом по местным банкам, облегчая большой финансовой организации работу с местными клиентами. А когда в 2004 г. банк SouthTrust купила финансовая группа Wachovia, Дьюк сохранила пост исполнительного вице-президента и возглавила подразделение по слияниям. Позже, в 2008 г., группу приобрел Wells Fargo. Но Дьюк уже в 2005 г. вернулась в местный банк. Она стала старшим исполнительным вице-президентом и главным операционным директором TowneBank. «Я рассчитывала закончить карьеру, работая местным банкиром в родном городе», – сказала она позже WSJ. Но в 2007 г. ей позвонил президент Джордж Буш и попросил войти в совет управляющих ФРС.

Она согласилась, хотя и не без колебаний. «Я не знала, по мне ли была эта работа. Я беспокоилась, что мне не хватит нужного опыта», – цитирует ее Inside Business. У нее не хватало знания экономики, чтобы отвечать требованиям в новой должности, но ее заверили, что нанимают как раз ради опыта в небольших банках. Согласования заняли год, и, получив одобрение сената, Дьюк 5 августа 2008 г. стала седьмой женщиной – управляющей ФРС с момента основания системы в 1913 г. Она оказалась единственным членом совета ФРС с опытом работы в коммерческом банке – остальные были профессионалами в теории и работе с данными, отмечает Fortune.

«Ни я, ни кто-либо еще никоим образом не могли предвидеть бурные события, которые вот-вот должны были случиться», – цитирует ее WSJ. Позже Дьюк добавила: «Я стала очевидцем урона, который может принести безрассудное кредитование и слабый риск-менеджмент». Примерно те же проблемы сейчас испытывает Wells Fargo, отмечает WSJ.

История рассудит

Дьюк рассказывала Inside Business: было ужасно, но это самое интересное для работы в ФРС время. «Это было как пить из пожарного шланга или вскакивать в товарный поезд на полном ходу <...> Часто моя роль заключалась в рассказах о том, что происходит в сфере банковского кредитования, займов, готовности брать кредиты и кредитоспособности. Это было то, что я могла делать как никто другой». Чтобы держать руку на пульсе, Дьюк составила список из 14 банкиров, с которыми постоянно держала связь, чтобы понимать, что происходит в банковском мире. «Я попыталась собрать образчики всевозможных видов банков», – говорила она Inside Business о своем списке.

«У нее репутация чрезвычайно спокойного человека», – рассказывал WSJ доцент Уортоновской школы бизнеса Университета Пенсильвании Питер Конт-Браун. Дьюк прославилась в том числе тем, что активно лоббировала интересы местных банков. Она доказывала, что нельзя подходить к ним с такими же жесткими мерками, как к более крупным конкурентам.

«Большую часть своей 32-летней банковской карьеры я работала в местных банках, – сообщила она в 2007 г. банковскому комитету сената, который рассматривал ее кандидатуру. – Мой опыт в области монетарной политики основан на оказанном ею [на меня] воздействии. Первый болезненный урок инфляции и монетарной политики я получила, когда национальная прайм-рейт (базовая ставка по краткосрочным кредитам первоклассным заемщикам. – «Ведомости») выросла с 8 до 21%» (Дьюк, видимо, вспоминает события 1978–1980 гг. – «Ведомости»). «Наши клиенты из малого бизнеса не смогли бы выжить, так что мы создали собственную минимальную ставку и научились жить с ней. Позже я работала во время рецессий и роста с теми же самыми клиентами. С таким опытом за плечами я полностью поддерживаю двойной мандат, которым конгресс наделил ФРС, – добиваться стабильности цен и максимальной занятости», – рассказала банкир.

Когда в 2012 г. закончился срок пребывания в ФРС, Дьюк не вернулась, как планировала, в TowneBank, пишет Inside Business. Она продлила контракт с ФРС, хотя это требовало ее присутствия в Вашингтоне, а муж жил в Вирджинии-Бич: «Мы вводили вещи вроде Додда – Фрэнка, новых норм регулирования капитала и формулировок, имеющих отношение к секьюритизации ипотечных бумаг. Я хотела закончить начатое» (цитата по Inside Business). Закончив, она в августе 2013 г. написала президенту – уже не Бушу, а Бараку Обаме – письмо с просьбой об отставке. «Я верю: история покажет, что ФРС под твердым руководством председателя Бернанке прошла все испытания в серьезном, инновационном и эффективном ключе», – писала она в письме. Бен Бернанке не остался в долгу, официально поблагодарив ее за вклад в победу над кризисом: «Она привнесла свежие идеи, основанные на ее глубоком знании банковской отрасли и реальной динамики отношений заемщиков и кредиторов».

Новый стресс

Уйдя из ФРС, 60-летняя Дьюк решила покончить с банковской карьерой. Она хотела вести более здоровый образ жизни, посвящать время семье и друзьям, а работать в основном в образовании, пишет Inside Business. Дьюк стала преподавателем Old Dominion University, где когда-то прошла программу МВА, и заявила, что «образование – один из ее долгосрочных интересов». Это было давнее решение: еще в 2007 г., выступая перед банковским комитетом сената, она с гордостью отмечала, что попутно с работой вела занятия на ряде банковских курсов: «Более чем за 25 лет преподавания я, наверное, научила около 3000 банкиров и экспертов основам разумной банковской практики».

Но состариться, рассказывая студентам о бурном банковском прошлом, ей не удалось. В 2015 г. она устроилась на денежную и, казалось бы, спокойную должность члена совета директоров Wells Fargo. А в прошлом году довольно неожиданно стала вице-председателем совета, когда Стампф уволился из-за скандала с незаконными продажами кредитных продуктов. Дьюк призналась в интервью WSJ, что не добивалась кресла председателя совета директоров. Наоборот, она хотела снизить стрессовую нагрузку, которую пришлось вынести в ФРС. Однако, заняв новую должность, она заявила, что пришло время «переключаться на другую скорость» и переходить «от культуры продаж к культуре сервиса». Свою задачу она видит в том, чтобы восстановить доверие между советом директоров и руководством банка, вернуть совет на «стратегический уровень» работы и гарантировать, что менеджмент будет добросовестно делать свою работу.

А еще ей предстоит вернуть доверие акционеров в том числе к себе, заключает WSJ. Как правило, при голосовании в совет директоров его члены набирают не менее 95%. Но на акционерном собрании в апреле этого года девять из 15 человек получили менее 75% голосов. Сама Дьюк набрала 75%.