Госдума приняла антиофшорный законопроект в первом чтении

undefined

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс (НК) в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.

Действие законопроекта, внесенного группой депутатов из всех фракций, распространяется на юридических и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях, а также на лиц, их контролирующих. Документ разработан в целях пресечения использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды, а также осуществления налогообложения нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний.

"Антиофшорный законопроект ни в коем случае не направлен на сдерживание зарубежной экспансии российского бизнеса", - заявил, представляя законодательную инициативу, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Денис Вороненков (КПРФ). По его словам, "необходимо вовлечь в российскую налоговую систему так называемые "пассивные доходы": компании, созданные на деньги, выведенные из России и контролируемые российскими собственниками". "Также нам необходимо сделать прозрачными схемы владения через офшорные юрисдикции не только для того, чтобы исключить неправомерное предоставление налоговых льгот, но и исключить всякого рода теневые и коррупционные механизмы, реализуемые с помощью таких схем", - отметил депутат. При этом он обратил внимание, что "мы просим уплатить налоги в России" только в тех случаях, когда в зарубежных юрисдикциях низкие или нулевые налоги на "пассивные доходы".

Заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов подтвердил журналистам, что закон не запрещает ведение бизнеса в юрисдикции других стран и хранение средств компаний в других странах. "Единственное, что этот закон предписывает и прописывает, это уплата налогов в российский бюджет", - подчеркнул вице-спикер. Просто, по его словам, "налоговые платежи с доходов, которые сегодня недополучает бюджет от тех предприятий, которые находятся в юрисдикции других стран, должны быть уплачены в российскую казну".

Законопроект обязывает физических и юридических лиц, которые контролируют иностранные компании, представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в них, а также о контролируемых иностранных компаниях. Российские налоговые резиденты будут обязаны декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 г. 50 млн руб., в 2016 г. - 30 млн руб., после 2017 г. - 10 млн руб.

Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в ней составит в 2015-2016 гг. более 50%, после 2017 г. - 25%. Для российских резидентов, в совместном владении которых находится более 50% контролируемой иностранной организации, индивидуальный порог составит 10%. Законопроект определяет условия, при выполнении которых иностранная организация не признается контролируемой. Например, если эффективная ставка налогообложения доходов иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль.

Правительство считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению проработать вопросы увеличения доли участия лица в иностранной организации для признания его контролирующим, а также снижения критерия эффективной налоговой ставки для непризнания организации контролируемой.