Регистрация Подписка




Репортаж Александра Губского с ММАС-20141

Встреча президентов государств «Евразийской тройки» в Минске3

Клепач: Пора применять антикризисные инструменты

За охлаждение отношений с Европой экономика заплатит годом стагнации: из-за оттока капитала и падения спроса на газ прогноз роста ВВП в 2014 г. снижен до 0,5%



Vedomosti.ru

  • Статья
  • Отзывы63
  • В избранное
Клепач: Пора применять антикризисные инструменты

Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

Минэкономразвития скорректировало макропрогноз на 2014 г. и следующие три года (см. таблицу). Изменения в сравнении с декабрем, когда прогноз на 2014 г. корректировался в первый раз, связаны с ускорением оттока капитала и ухудшением спроса на российские энергоносители, в первую очередь на газ, поставляемый в Европу и на Украину, пояснил замминистра Андрей Клепач.

Базовый вариант прогноза не учитывает влияние санкций или каких-либо катаклизмов в мировой экономике, уточнил он: «ЕС не сможет заместить российский газ, но будет стараться сдерживать спрос: если раньше [в прогноз] закладывали увеличение поставок газа на европейский рынок, то сейчас — их стабилизацию». Кроме того, вместо ожидавшегося роста поставок газа на Украину Минэкономразвития теперь прогнозирует их сокращение из-за снижения платежеспособного спроса (до 20 млрд куб. м с 30 млрд).

Именно экспорт газа и нефтепродуктов поддерживали рост экономики в прошлом году, следует из обновленных данных Росстата по динамике ВВП. Внутренний спрос снижался (рост потребления замедлился, инвестиции упали).

Экономика в 2014 г. вырастет на 0,5% вместо ожидавшихся в декабре 2,5%. Спад инвестиций будет еще глубже, чем в 2013 г., и затронет не только госсектор, но и частные капвложения (они в 2013 г. росли). Рост потребления замедлится вдвое. Отток капитала достигнет $100 млрд. Скажутся неопределенность, кризис доверия и, кроме того, существенное торможение кредитования нефинансового сектора, объяснил столь слабый прогноз Клепач.

Рост на 0,5% в 2014 г. не предполагает сокращения ВВП в каком-либо периоде в течение года, уточнил директор департамента Минэкономразвития Олег Засов; рост в I квартале ведомство оценивает в 0,8%. Эта оценка означает, что в I квартале экономика пережила спад — на 1% к предыдущему кварталу со снятой сезонностью, подсчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ, но уже со II квартала рост возобновится.

Судя по оценке платежного баланса, опубликованной вчера Центробанком, в I квартале экономика столкнулась с резким ограничением притока средств по всем направлениям.


Поступление прямых инвестиций в нефинансовый сектор сократилось в сравнении с I кварталом более чем втрое до $11,9 млрд, ссуд и займов (формировали до половины роста внешних обязательств) — почти вчетверо до $9,2 млрд; рост обязательств банковского сектора также сократился — в 3,5 раза до $2,1 млрд. В целом внешние обязательства банков и компаний выросли на $18,5 млрд.

Прямые инвестиции российских компаний за рубеж тоже сократились в 4,5 раза: капитал просто уходил в валюту — его чистый отток составил $50,6 млрд (чуть больше было за весь прошлый год). Покупки наличной валюты выросли на $19,6 млрд (годом ранее снизились на $1,9 млрд) — больше было только в IV квартале 2008 г.

Хотя кризиса нет, пора применять антикризисные инструменты, как в 2008 г., предлагает Клепач: задействовать дополнительные доходы бюджета и средства ФНБ. Есть запасной вариант развития, в котором государство примет меры, что позволит переломить негативные тенденции, рассказал он: «Это возможно в условиях модификации бюджетного правила уже с 2014 г.». За счет бюджетного рычага рост ВВП вырастет до 1,1% и в дальнейшем выйдет на уровень роста мировой экономики, обещает Клепач.... Читать целиком

  Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.

Именно этот вариант Минэкономразвития предложит правительству взять за базовый, сказал замминистра. Он так же, как и первый, не позволяет выполнить все майские указы президента, но часть задач решить получится и, главное, запустится экономический рост. «Здесь восстановление и улучшение делового климата происходит более динамично», — описывает Клепач. Государственные капвложения поддержат инвестиции, выделенные ВЭБу средства помогут ускорить рост кредитования предприятий и рефинансировать их долги.

Цена вопроса — 0,5% ВВП ежегодно: сейчас правило ограничивает дефицит бюджета 1% ВВП, Минэкономразвития предлагает увеличить его до 1,5%.

У бюджета в 2014 г. будут дополнительные доходы, пояснил замминистра: из-за более высокой инфляции и девальвации Минфин дополнительно получит почти 1 трлн руб., из которых лишь около трети пойдет на замещение недополученных из-за стагнации поступлений НДС и налога на прибыль, подсчитали в Минэкономразвития. Бюджетное правило допускает тратить дополнительные нефтегазовые доходы только на замещение нехватки прочих доходов и источников финансирования дефицита.

Объем необходимых экономике инвестиций Клепач оценить затруднился — это зависит от того, сколько понадобится Крыму. Кроме Крыма дополнительные средства замминистра предлагает направить на высокотехнологичную медицину, сельское хозяйство и детсады.

Если меняется экономическая ситуация, должно меняться и применение бюджетного правила, убежден замминистра: если государство не амортизирует удар, он придется по реальному сектору и населению. «Если мы сами себя лишаем этих амортизаторов и способов реакции, это путь мазохизма», — считает он.

Против корректировки бюджетного правила возражает Минфин: оно существует только год и изменение лишь еще больше подорвет доверие бизнеса к экономической политике, отмечал министр финансов Антон Силуанов. А один раз подсадив экономику на госстимул, придется постоянно его увеличивать, опасается министр.

Дополнительные 0,5% ВВП к дефициту бюджета — это не такое большое увеличение госрасходов, чтобы говорить о значимом позитивном эффекте для экономики, даже если они будут использованы эффективно, замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Меры по поддержке банков вряд ли повлияют на рост, продолжает он: речь о них зашла, потому что у госбанков назрела объективная потребность в докапитализации — в первую очередь из-за растущей просроченной задолженности. Госинвестиции в развитие инфраструктуры и производственные проекты окажут прямой эффект на рост, но совсем незначительный, продолжает Тихомиров. Доступные средства конечны, а резервы нужны для страховки от более существенных рисков — например, внешнеполитических или падения цены на нефть до $80/барр.

Наращивание госрасходов не позволит преодолеть основное структурное ограничение — бизнес не хочет инвестировать, резюмирует Тихомиров. Компании даже при наличии доступных средств в банках могут ими не воспользоваться.

Принять прогноз и определиться с его вариантами, по словам Клепача, правительство должно 24 апреля.

Развитие событий: Определены претенденты на средства фонда национального благосостояния →

 
1.
Меркель потребовала от Путина объяснить присутствие российских военных на Украине123
2.
НАТО: из-за действий России на Украине возникла патовая ситуация121
3.
Заявления Яценюка и Порошенко обвалили курс рубля и российский рынок59