Читайте также
Сергей Котляренко: «Все, с чем мы ежедневно соприкасаемся, станет «умным»
Гендиректор «Шереметьево»: «Садишься на мотоцикл, и через несколько минут голова абсолютно ясная»
Зеленая полоса

Пятый элемент

Сотню лет ученые пытаются найти идеальную формулу умного транспорта. Как город будущего и беспилотный транспорт должны взаимодействовать друг с другом, чтобы сделать дорожное движение безопасным для всех?
Интеллектуальность беспилотников определяется с помощью стандарта американской Ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Пятый уровень наивысший. Автомобили пятого уровня автономности самостоятельно совершают все функции вождения при любых погодных условиях и любом освещении

...Умные города, дома, часы – а вот теперь и транспорт. Если задаться вопросом, что есть умный транспорт, то ответ неочевиден. Четкую формулировку этого понятия нельзя найти в научно-популярной литературе. Деление на умный и неумный транспорт очень сложное и тонкое. Попробуем разобраться.

Если рассмотреть эволюцию автомобильного транспорта, факторы, которые формируют его нынешний облик, то можно смело утверждать: автомобильная индустрия всю свою практически столетнюю историю стремилась найти идеальную формулу умного транспорта.

Под автономными автомобилями мы понимаем транспортные средства с набором способностей, которые позволяют им безопасно для пассажиров и окружающих перемещаться по дорогам мегаполисов. Вы садитесь в автомобиль, который сам управляет движением, анализирует потоки данных от встроенных вычислительных и сенсорных устройств, принимает решения и взаимодействует с пассажирами – все в автоматизированном режиме.

Проезжая по дорогам, такой автомобиль взаимодействует с цифровыми картами, инфраструктурой городов – знаками, светофорами и разметкой. При этом изменять его программное обеспечение можно удаленно. Это очень подвижная техническая система, эволюционирующая у нас на глазах.

Интеллектуальность беспилотников определяется с помощью стандарта американской Ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Пятый уровень наивысший. Автомобили пятого уровня автономности самостоятельно совершают все функции вождения при любых погодных условиях и любом освещении. На рынке уже существуют модели с третьим уровнем интеллектуальности.

За последние 10 лет автономные автомобили проехали по дорогам общего пользования около 40 млн км – невероятный рывок индустрии. Сейчас мы стоим на пороге очередной смены парадигмы благодаря мощным инструментам математического анализа, прогнозирования и выработки решений, сенсорной и вычислительной базы. Так же стремительно готовятся законодательные акты, разрешающие автономному транспорту двигаться по дорогам общего пользования наряду с обычными автомобилями.

Все больше производителей подвижного состава заявляют о работах в направлении автономного транспорта. Хотя рельсовые беспилотники начали развитие гораздо позже, шансов на внедрение у них больше. Например, уже есть беспилотное метро и шаттлы в «Шереметьево».

Перспективны технологии автономного вождения и для общественного транспорта, это повысит безопасность на дорогах. Водители автобусов могут устать, отвлечься или не заметить что-то в слепой зоне. Беспилотники сами оценивают текущую дорожную ситуацию, распознают и прогнозируют поведение других участников дорожного движения – машин, велосипедистов, пешеходов. Производители стараются собирать информацию о дорожной ситуации как минимум с двух устройств, например с лидара и камеры. Через них автомобиль воспринимает внешний мир и взаимодействует с ним с помощью направления вращения колес и скорости. 40 раз в секунду сенсоры дают автомобилю информацию обо всех объектах, находящихся в диапазоне 360 градусов и радиусе 350 м. Это и делает автономный автомобиль эффективным и безопасным.

Перед тем как выехать из гаража, беспилотному автомобилю нужно понять, где он находится и куда ему ехать. Как и человек после сна, он должен сначала прийти в себя, понять, где он, какой сегодня день. Автомобилю для этого достаточно слабого интернета, он сможет подгрузить данные в деревне или в лесу, где смартфон еле ловит. Если сигнала нет совсем, то нужен человек, который загрузит информацию.

Пока мы находимся на этой стадии, и нужно предусмотреть еще очень много разных случаев. Все разработчики мира работают над уменьшением количества ситуаций, в которых автономный автомобиль может повести себя непредсказуемо. Наша цель – снижать эту зону неизвестности, четко обозначая зоны работоспособности автономных автомобилей. Зона непредсказуемых ситуаций еще очень велика.

Чтобы доказать безопасность беспилотного транспорта, нужно 300–400 лет беспрерывной езды для текущего флота автономных автомобилей. Поэтому здесь включаются все возможные средства тестирования, чтобы доказать функциональную безопасность для окружающей среды и общества. Любой дорожный инцидент с участием одного автономного автомобиля может поставить под угрозу всю индустрию разом. Поэтому мы вынуждены действовать чрезвычайно осторожно.

Но уже сейчас мы представляем, как будет выглядеть идеальная система умного транспорта в настоящем умном городе. Такой населенный пункт предоставляет обществу расширенный доступ к своим услугам, сервисам и бизнес-процессам. Между всеми объектами есть цифровое взаимодействие. Это позволит предоставлять более качественные услуги агентам, функционирующим в экосистеме города. Автономным автомобилям такой город заранее сообщает о свободных местах парковки, планируемых ремонтных зонах и действующих ограничениях.

Если говорить про машины высшего, пятого уровня автономности, то знаки, светофоры и разметка уже не нужны для регулировки транспортного потока. Система умного города и прежде всего сами автономные автомобили будут координировать друг друга и делать дорожное движение безопасным, эффективным и удобным для всех его участников.

Автономные автомобили решают множество насущных проблем. Сейчас мы теряем 20 000 людей на дорогах каждый год, мы простаиваем в пробках и тратим время впустую в пути между городами. Например, чтобы доехать из Самары в Казань, нужно шесть часов провести за рулем. Но за это время можно много чего успеть сделать для себя, для творчества или для работы. Самое главное – статистика смертности на дорогах снижается, но не драматически. Нам нужны революционные изменения.

Самое популярное
Наш город
Собянин: в Москве благоустроят свыше 2500 общественных пространств
В столице преобразят парки, скверы, дворы и, конечно, улицы
Свободное время
От спектакля до мастер-классов: где провести «Библионочь» в Москве
Организаторы подготовили около 1000 мероприятий во всех округах столицы
Наш город
Транспорт без пробок: какие изменения ждут велосипедистов Москвы в этом сезоне
Всего для проката будет доступно порядка 11 000 устройств
Наш город
Как московские ярмарки стали центром притяжения горожан и туристов
В 2023 г. их посетителями были более 6 млн человек, а предприниматели продали 11 642 т продукции
Горожане
Собянин отметил рост популярности товаров под брендом «Сделано в Москве»
За I квартал 2024 года участники проекта заработали дополнительно 78 млн рублей
Горожане
Шашлык в один клик: в Москве появится сервис онлайн-бронирования мест для пикников
Улуга позволит пользоваться беседкой и мангалом в течение четырех часов
Наш город / Интервью
Денис Гончарук: «Ребрендинг должен нравиться клиентам, а не руководству»
Основатель и руководитель креативной студии МОХ – об эволюции бизнеса и трудностях позиционирования
Горожане / Мнение
Как российским виноделам конкурировать с международными брендами
В отечественном производстве важна персонализация продукта
Наш город / Галерея
Как проходит реставрация памятника первому в мире космонавту Юрию Гагарину
Наш город
Монументальная работа: реставрацию памятника Гагарину завершат осенью
В прошлом году специалисты привели в порядок стилобат, в мае приступят к реставрации постамента и скульптуры космонавта
Горожане
Семейное дело: волонтеры Москвы активно вовлекают в акции родственников
Среди проектов: благотворительность, культура и спорт, помощь животным
Наш город
Дождь и сильный ветер: синоптики объяснили, зачем городу нужна переменчивая погода
Аномально теплая температура сменится привычными для этого времени года показателями
Наш город
Собянин назвал созданные в Москве уникальные разработки для космоса
Среди них: ступень для «Ангары-А5», тренажеры для космонавтов и самые тонкие в мире кабели
Наш город
День космонавтики в Москве и новый тематический состав в метро – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Горожане
В столице запустят короткие программы обучения для взрослых
К 2030 году планируется внедрить 90 таких программ