Pre-IPO платформа Мосбиржи трансформирует классический венчурный рынок

Площадка может существенно развить сегмент, если не будет монополизировать рынок, считают эксперты
Алексей Орлов / Ведомости

Московская биржа планирует во II квартале провести первую сделку на своей pre-IPO платформе для квалифицированных инвесторов. Площадка ориентируется на размещения в диапазоне от 200 млн до 1 млрд руб. До конца года биржа ожидает пять новых эмитентов. 

В формате plug & play

Директор продуктов первичных размещений «БКС мир инвестиций» Андрей Ванин рассказал «Ведомостям», что инвестдом участвует в подготовке запуска платформы. По его словам, в БКС сейчас работают над упрощением процессов подготовки компаний к pre-IPO и IPO. Решение Мосбиржи Ванин называет образцовым примером win-win стратегии.

Еще пять лет назад стадии привлечения капитала до выхода на IPO были закрытым внутренним миром, вспоминает Ванин. Сейчас уже любой квалифицированный инвестор может стать акционером непубличной компании и инвестировать как в стартапы, так и в более зрелые компании, добавил он. По прогнозам БКС, на бирже в ближайшие годы будет кратный рост числа новых имен, многие из которых пройдут через стадию pre-IPO. 

Рост числа инструментов для pre-IPO выглядит своевременным, говорит управляющий партнер фонда «Восход» Руслан Саркисов. Заемное финансирование через облигации и кредиты де-факто для многих компаний имеет заградительные ставки, рассуждает эксперт, а рынок венчура и акций не закрывает текущий объем спроса на капитал. При этом окно IPO открылось, что создает возможность для потенциального выхода инвесторов ранних стадий, резюмировал Саркисов.

Эксперты давно говорят о реализации на российском финансовом рынке иранского сценария (когда санкции закрывают капитал внутри страны и он идет на фондовый рынок), но в реальности предложение квалифицированного капитала для компаний стадии роста, особенно из сектора TMT (технологий, медиа и телекоммуникаций), увеличилось незначительно, сказал партнер инвестиционной компании Kama Flow Евгений Борисов. Поэтому появление любого инструмента, который потенциально увеличивает инвестиционную ликвидность, можно оценивать только крайне положительно.

Диапазон инвестиций от 200 млн до 1 млрд руб. – это недоинвестированный сегмент рынка, на котором, по оценке Борисова, присутствует менее 10 активных фондов.

У Мосбиржи есть вся необходимая технологическая и юридическая инфраструктура, которая позволяет проводить сделки в формате plug & play (в один клик), что облегчит работу как самим компаниям, так и их брокерам, консультантам и инвесторам, считает Борисов. Среди плюсов инициативы он также выделяет усиление конкуренции в сегменте инвестиционных платформ, что позволит повысить прозрачность рынка для частных инвесторов и вместе с тем сделает тарифы таких платформ более комфортными и обоснованными.

Исполнительный директор платформы brainbox.VC Владимир Келлер оценивает идею Мосбиржи положительно. Pre-IPO дает кратное увеличение возможностей для эмитентов, а инвесторы получают больше опций для выбора: инвестировать на ранней стадии и претендовать на большую доходность или выходить с меньшими рисками и доходностью на последующих этапах.

Но запуск платформы для привлечения внебиржевого капитала – это еще одна печальная новость для классического венчура, который предпочитает работать по старинке и использовать «ручной» способ структурирования сделок, говорит Келлер. Рынок инвестиций меняется, процессы цифровизируются и капитал все больше уходит на платформы, объяснил эксперт.

С новой площадкой бизнес может выбрать подходящую площадку и привлечь капитал без сложных схем, говорит Келлер. Эксперт допускает, что в будущем платформы могут быть классифицированы, например, на базе Ассоциации операторов инвестиционных платформ. Это даст возможность компаниям выбирать сразу платформу с подходящей экспертизой и пулом инвесторов. У рынка pre-IPO огромный потенциал, сказал Келлер: в России существует множество качественных компаний, которые пока не задумываются о венчурной модели развития бизнеса через акционирование.

Рост IPO-сделок стал драйвером pre-IPO, говорит управляющий партнер Softline Venture Partners Елена Волотовская. Но такие сделки более высокорискованные и показывают высокие доходности. Инвестор сталкивается с вероятностью потерять капитал выше в 2–3 раза, чем при инвестировании в IPO, но может заработать до 1000% годовых.

На фоне блокировки операций с зарубежными активами новые продукты на рынке pre-IPO могут занять место в портфеле инвесторов, предполагает Волотовская. Но необходим качественный аудит компаний, выходящих на pre-IPO сделку, чтобы минимизировать раздувание пузыря из большого количества стартапов, которые до IPO не смогут добежать. Это требует новой степени открытости и прозрачности от компаний, а также внимательности со стороны частных инвесторов, резюмировала эксперт

Вызовы цветущего рынка

Инициатива может принести пользу рынку и вырастить новых эмитентов для большого IPO, уверен основатель аналитической компании Dsight Арсений Даббах. Но биржа на протяжении 15 лет делала попытки создать нечто подобное, добавляет эксперт. Например, продвигала секцию «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ), аналог AIM (альтернативный инвестиционный рынок) на Лондонской фондовой бирже – с облегченными условиями для малых технологических компаний. Биржа – это зарегулированная организация, которая не умела работать с малым и средним бизнесом, считает Даббах. Сейчас команда биржи обновилась, добавил эксперт, но опыта работы с МСП-сегментом все равно пока мало. Поэтому быстрых успехов он не ожидает.

Борис Блохин, управляющий директор фондового рынка Московской биржи, предположил, что в 2024 г. рынок вполне может увидеть 20 pre-IPO на всех платформах, в 2025 г. – около 40. Такие планы по количеству эмитентов Даббах считает амбициозными, но не реалистичными. Вряд ли в ближайшие три года рынок увидит более 15 IPO в год, предполагает эксперт. Соответственно, во внебиржевом формате он ожидает не более 20 размещений в год в ближайшие два года. Сложность в том, что на рынке нет компаний-проводников, которые могли бы подготовить будущих малых эмитентов, говорит Даббах. Текущие брокеры и профучастники не обладают ресурсами и технологиями работы с этим сегментом. Также нет аналитики по рынкам и инструментов маркетинга, соответственно, инвестору сложно принимать решение и участвовать в сделках.

Если говорить об IPO как о механизме выхода инвесторов из портфельных компаний, то этот инструмент никогда не был основным, говорит Даббах. По его оценке, более 85% экзитов происходит через M&A, а не через IPO. Соответственно, без стратегов, в том числе иностранных, и развития рынка M&A не будет рециркуляции капитала на рынке стартапов и растущих компаний, уверен эксперт.

Подобные инициативы могут влиять на рынок, только если наберут достаточный масштаб и популярность, а также переориентируют розничного инвестора с традиционных инструментов на pre-IPO, считает Борисов. Надо учитывать, что лояльность сервисам wealth management, особенно у HNWI (лица с высоким уровнем дохода), и привычка пользоваться необрокерами достаточно сильная, рассуждает эксперт. Поэтому на текущий момент Борисов не видит в этом проекте какого-то революционного посыла для изменения рынков капитала.

Руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов считает инициативу Мосбиржи нужной, но подчеркивает ряд структурных проблем. Для ОТС действует более жесткое регулирование со стороны ЦБ в части круга инвесторов, обращает внимание эксперт. Если ОТС доступен только «квалам», то на инвестиционных платформах любой желающий может инвестировать до 600 000 руб в год. Поэтому ряд крупных брокеров уже запустили свои платформы, чтобы обойти ограничения ЦБ для «квалов», говорит Курасов.

Подготовка к размещению – это сложный процесс, к которому готово очень мало компаний, а многие венчурные компании и фонды ушли из России или снизили активность, сказал Даббах. Что касается эмитентов, то в сегменте традиционного бизнеса интересные компании есть, но они не имеют потенциал долгосрочного роста. Сейчас многие растут на волне импортозамещения, но их долгосрочные перспективы – повышение производительности, расширение географии – туманны, резюмировал Даббах.

Плюс инициативы в создании единой ликвидности на рынке, говорит CEO инвестиционной платформы Rounds Антон Утехин. Но он добавляет, что ликвидность уже фрагментируется. Эксперт ожидает, что у всех крупных участников будут платформы, в том числе чтобы не отдавать эмитентов на Мосбиржу. Яркий пример – «Тинькофф». В марте инвестдом сообщил, что запустит платформу «Т-венчур», которая будет концентрироваться на pre-IPO.

Платформа полностью не решит вопрос ликвидности из-за ограничений со стороны крупнейших профучастников, предполагает Курасов. На российском рынке многие крупные участники сейчас не дают возможность участвовать во всех IPO, а на вторичных торгах доступны не все ценные бумаги из 2-го и 3-го котировальных списков, говорит эксперт. Поэтому, по его мнению, пока регулятор не решит эти ключевые проблемы, никакой серьезной конкуренции платформам или внебиржевым размещениям площадка биржи не составит.

У Борисова складывается ощущение, что новая платформа будет конкурировать с основным продуктом Мосбиржи – листингом, насыщая компании капиталом без жестких требований, которые существуют для включения в котировальные списки. На рынке уже существуют независимые платформы, которые по сути предлагают похожие услуги, например Rounds, и сделки на них пока исчисляются единицами, добавил Борисов. Сильным импульсом стало бы уточнение Мосбиржей самой терминологии pre-IPO, так как сейчас это сочетание применяется вообще ко всем частных инвестициям, в том числе на очень ранней стадии, говорит Борисов.

С одной стороны, площадка Мосбиржи может привести к некоей монополизации рынка, рассуждает Утехин. С другой – факт того, что крупный игрок смотрит в сторону pre-IPO сделок, свидетельствует о том, что он сможет «залить деньгами» рекламу этого сегмента, что не могут позволить себе обычные инвестиционные платформы.

Прямая конкуренция платформы с профессиональными фондами будет негативно сказываться на рынке, провоцируя коррекцию ожиданий фаундеров, чего сегодня нужно избегать, считает Борисов. Поэтому нужно понять, какой бизнес-модели будет придерживаться платформа, рассуждает эксперт, станет ли она субститутом брокеров и инвестбанкиров, организовывая в том числе лидогенерацию инвесторов для проектов, или сконцентрируется на услугах предоставления инфраструктуры. У Борисова также возникает вопрос, хватит ли у Мосбиржи компетенций отбирать и валидировать качественные компании ранних стадий для наполнения «витрины».

Между всеми инвестиционными платформами в будущем будет серьезная конкуренция, уверен Даббах. Частные игроки смогут занять свою нишу за счет большой скорости и умения работы с МСБ, предполагает эксперт. Сложности, по его мнению, возникнут в привлечении капитала, в том числе розничного. Многое будет зависеть от наличия профессиональных организаторов размещения, которые могут правильно оценить компании, подготовить их и обеспечить маркетинг размещения. С этим на рынке большой дефицит, резюмировал Даббах.

Одна из ключевых задач, которые должны решить Мосбиржа и профучастники, – это сопровождение компаний и инвесторов уже после проведения pre-IPO, говорит Ванин. Рынок привык ежедневно видеть в новостном потоке новости и аналитику по компаниям с биржи, но с «внебиржевыми» компаниями ситуация может быть иная, допускает эксперт. Основная задача для участников платформы – научить такие компании быть «почти публичными», резюмировал Ванин.

В текущей конфигурации инвестиционные платформы не предлагают качественной аналитики или due diligence (оценка компании перед сделкой) размещаемых компаний, считает Саркисов: частный инвестор остается один на один с ограниченной информацией о непубличной компании. В то время как профессиональный инвестор защищает свои права корпоративным договором, умеет договориться о лучшей оценке, получает место в совете директоров и может принимать участие в развитии компании, указывает эксперт. Профучастникам нужно минимизировать ситуации, при которых инвесторы будут входить в проекты по завышенным оценкам и с низкой защитой капитала.

Активность физлиц – важный тренд, особенно для инновационной системы, подчеркивает Саркисов из «Восхода»: более широкая база источников капитала позитивна для технологических стартапов и рынка в целом. Но нужно учитывать специфику технологического бизнеса, добавляет эксперт: многие компании растут быстро и нелинейно, их бизнес сопряжен с высокими рисками провала на любой стадии – от seed до pre-IPO.

Еще потенциальный вызов для размещаемых компаний, по мнению Саркисова, – это нагрузка на общий менеджмент: как организовать отчетность и взаимодействие с сотнями новых инвесторов, как не допустить down rounds (когда стартап привлекает инвестиции по оценке ниже предыдущего раунда).