Статья опубликована в № 2506 от 14.12.2009 под заголовком: «Аська» для России

Компания Алишера Усманова может купить "Аську"

Инвесткомпания Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова может купить самый популярный в России мессенджер – ICQ. Сумма сделки может составить $200–250 млн
  • Анастасия Голицына
Digital Sky Technologies

Инвесткомпания. Акционеры: Юрий Мильнер и Григорий Фингер (более 50%), New Media Technologies Алишера Усманова (35%), остальное – у Tiger Global Management, Goldman Sachs, "Ренессанс капитала". финансовые показатели не раскрываются

AOL

интернет-компания. Акционер – Time Warner. финансовые показатели (9 месЯцев 2009 г.): Выручка – $3,42 млрд, EBITDA – $1,25 млрд

О переговорах с AOL о покупке ICQ «Ведомостям» рассказал источник, близкий к акционерам DST. По его словам, аудитория этого популярного в рунете мессенджера могла бы пригодиться Mail.ru, подконтрольной DST. Дело в том, что у Mail.ru аналогичный проект «Агент@Mail.ru» с ежемесячной аудиторией около 12 млн пользователей и ICQ – его основной конкурент в России. Источник The Wall Street Journal, близкий к участникам потенциальной сделки, подтвердил факт переговоров с DST и сообщил, что речь может идти о $200–250 млн за компанию. Но другой близкий к DST менеджер говорит, что переговоры пока на ранней стадии и конкретные суммы не обсуждались. Комментировать переговоры с AOL представители DST не стали, а вице-президент по связям с инвесторами AOL Эйн Райан в пятницу не ответил на запрос «Ведомостей».

ICQ была создана в 1996 г. несколькими израильскими старшеклассниками, которые через два года продали ее AOL за $287 млн. Но на ключевом для IT-компаний рынке США ей не удалось отвоевать серьезную долю у мессенджеров Microsoft, Yahoo!, Google. Более того, ей пришлось конкурировать с аналогичным продуктом внутри AOL – AOL Instant Messenger (AIM). Доля ICQ в США в середине 2008 г. составила всего 2,3%, по данным Eco Communications, в то время как у AIM было 35% рынка.

В начале декабря AOL стала самостоятельной компанией, отделившись от Time Warner, и начала продавать непрофильные активы, в том числе ICQ. AOL оценила компанию в $300 млн. В числе интересующихся ICQ американская пресса называла и партнера DST по Mail.ru – холдинг Naspers. Но его гендиректор Кус Беккер это опроверг. А источник в DST говорит, что возможное партнерство с Naspers при покупке ICQ еще не обсуждалось.

Основные доходы ICQ приносят баннеры и контекстная реклама в результатах поиска. Правда, размер ее заработка неизвестен: AOL финансовые показатели ICQ не раскрывает. У ICQ есть два партнера в России – Rambler и «Яндекс» (см. врез). Они продвигают мессенджер через свои порталы и делят с ICQ доходы. Выручка Rambler от рекламы в ICQ составила в прошлом году около $6 млн, говорил ранее менеджер Rambler. «Яндекс» доходы от совместного проекта не раскрывает.

Если ICQ достанется Mail.ru, «Яндекс» и Rambler могут отказаться от сотрудничества с ней, предполагает руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам» Алексей Курасов. Если это случится, их аудитория, скорее всего, перейдет на собственные мессенджеры «Яндекса» и Rambler, поскольку здесь важен фактор лояльности порталу, а не сервису мгновенных сообщений, считает он.

«Яндекс» готов продолжать сотрудничать с ICQ, если после смены акционера пользователи и дальше смогут получать «аську» с поиском и другими сервисами «Яндекса» внутри, говорит представитель поисковика Дина Литвинова. Все будет зависеть от новых условий, соглашается представитель Rambler Константин Воронцов.