Статья опубликована в № 3002 от 14.12.2011 под заголовком: «Мы надеемся стать компанией, которую будут любить россияне», - Керри Чо, президент «Хендэ мотор СНГ»

Керри Чо: «Мы надеемся стать компанией, которую полюбят россияне»

Какие изменения в конструкцию Solaris вносит Hyundai по просьбам россиян и как женщины помогли продажам нового седана в России, рассказал президент «Хендэ мотор СНГ» Керри Чо
Д.Абрамов
1984

начал работу в Hyundai Motor Company, с 2007 г. – глава представительства Hyundai Motor Company в России

2007

председатель совета директоров ООО «Хендэ мотор СНГ», с 2008 г. – президент этой компании

«Это было незабываемое время»

«Рынком стран СНГ я занимаюсь уже с 1994 г., за это время я приобрел очень много друзей и знакомых и в Москве абсолютно никаких неудобств не испытывал с самого начала. В августе у нас была дилерская конференция, которую мы провели на Байкале. Это было незабываемое время. Ходили в русскую баню, купались в озере. Была возможность стать по-человечески ближе с владельцами наших дилерских центров, с дилерами <...> Россия очень сильно выросла [за эти 17 лет]. Если говорить о таких вещах, как инфраструктура, технические детали, изменения, конечно, очень существенные. Но больше всего меня удивило, как меняется менталитет молодого поколения России. За очень короткий период люди стали более открытыми, более европейскими, если можно так сказать, появилось очень много людей, говорящих по-английски».

«Хендэ мотор СНГ»

Дистрибутор Hyundai Motor в России и СНГ. Финансовые показатели («СПАРК-Интерфакс», 2010 г.): Выручка – 46,3 млрд руб., Чистая прибыль – 538,2 млн руб., акционеры – 100% у голландской HM CIS B.V. «Хендэ мотор СНГ» занимается импортом и дистрибуцией легковых автомобилей Hyundai Motor – крупнейшего корейского автопроизводителя, по объему производства занимающего восьмое место в мире. Hyundai вместе с Kia Motor входят в Hyundai Kia Automotive Group, которая является четвертым по величине автопроизводителем в мире (производство в 2010 г. – 5,8 млн автомобилей), однако оба подразделения ведут фактически самостоятельную производственную, маркетинговую и сбытовую политику, хотя и используют общие платформы и комплектующие. Производством автомобилей Hyundai в России занимается петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус», подчиняющийся штаб-квартире Hyundai в Южной Корее.

Hyundai в мире и России

В прошлом году Hyundai продала 3,6 млн автомобилей (в 2006 г. – 2,7 млн), из них в России – 87 081 шт. Пик продаж в России пришелся на 2008 г. – тогда было продано 192 719 авто. По данным компании, самая продаваемая модель Hyundai в последние годы – Avante (продажи в 2010 г. – 246 945). Эта модель лидирует с 2007 г. (тогда продажи – 280 186). В 2006 г. самой продаваемой моделью была Hyundai Tucson (241 079). Данные компании, Ассоциации Европейского Бизнеса

Марка Hyundai много лет пользуется в России большой популярностью: по объемам продаж новых автомобилей она стабильно входит в топ-5 самых популярных брендов, а по итогам 2005 г. даже была самой популярной иномаркой. Во время кризиса Hyundai в России потеряла темп, уступив даже родственной ей Kia, однако в этом году с началом продаж сделанного специально для России автомобиля Hyundai Solaris, производство которого началось год назад в Санкт-Петербурге, вновь вырвалась в лидеры продаж: по итогам 11 месяцев 2011 г. Solaris стала самой популярной моделью в России среди всех иностранных брендов (было продано 86 635 этих автомобилей). Hyundai вплотную подобралась к многолетнему лидеру – Chevrolet, но рекорда продаж, поставленного в 2008 г., когда компания реализовала в России почти 200 000 своих машин, ей в этом году побить не удастся. Несмотря на популярность Solaris и бурный рост, Hyundai решила взять передышку: расширять свое производство в России она не будет и в ближайшие годы планирует производить не более 100 000 автомобилей этой модели.

– В начале этого года вы начали продажи модели Solaris, и тогда вы говорили, что намерены до конца года реализовать 70 000 этих автомобилей. Тогда этот прогноз казался слишком оптимистичным, но в середине ноября вы объявили о продаже 80-тысячного экземпляра Solaris. Ожидали ли вы, что вам удастся превзойти собственный план?

– Solaris – автомобиль, который изначально создавался для российского рынка с учетом всей специфики климата и дорог, а также потребностей российского покупателя. Учитывая отличный дизайн и высокое качество, эта модель сейчас, думаю, пользуется самой большой популярностью у российского покупателя. До конца этого года мы постараемся использовать все производственные возможности нашего завода, чтобы как можно быстрее ответить на ожидания тех покупателей, которые уже два-три месяца ждут свой автомобиль. Мы рассчитываем, что в следующем году объем производства Solaris составит около 100 000 штук.

– А в более далекой перспективе, года через два-три, вы на какие объемы рассчитываете?

– Когда почти год назад завод начал работу, его мощность составляла 150 000 автомобилей в год, но, учитывая высокий спрос на Solaris, было принято решение увеличить его мощность до максимальной – 200 000 автомобилей. Мы надеемся, что уже к концу года завод будет работать на полную мощность. С мая мы запустили на заводе вторую смену, а с августа он работает уже в три смены. Мы планируем, что он будет выпускать 100 000 автомобилей для Hyundai.

– Планируется ли собирать в Петербурге какие-то другие модели, кроме Hyundai Solaris и Kia Rio?

– В ближайшие годы мы планируем производить эти две модели, но все равно с пристальным вниманием следим за развитием событий на российском рынке.

– Solaris сейчас собирается только в России? Есть ли планы выпускать ее где-то еще и импортировать в нашу страну, чтобы удовлетворить растущий спрос?

– Ситуация как раз обратная: те машины, что собираются в России, экспортируются в девять стран ближнего зарубежья – я надеюсь, что до конца года мы поставим за рубеж около 10 000 Solaris. Cпрос на эту модель со стороны стран СНГ очень большой, но все-таки для нас приоритетом являются покупатели в России.

– Получается, что с ростом российского рынка и ростом спроса на эту модель будет складываться дефицит на нее. Может быть, у вас есть планы по использованию дополнительных сборочных мощностей?

– Мы планируем сконцентрировать свое внимание на производстве на заводе в Санкт-Петербурге. Но сейчас по всему миру спрос на автомобили Hyundai очень высок. Hyundai стремится не только к росту объемов сборки – мы уделяем больше внимания именно удовлетворению клиентов и качеству продукции. Автомобили Hyundai отличаются высоким качеством и безопасностью. Мы стремимся сделать наш продукт еще более премиальным.

– Есть ли где-то в мире у Hyundai контрактное производство, когда бы вы размещали сборку своих автомобилей не на своих заводах, а на заводах сторонних компаний?

– В настоящий момент, насколько мне известно, Hyundai не практикует контрактное производство где-либо в мире. Что касается нашего российского партнера – «Тагаза», мы поставляем ему машинокомплекты и они собирают автомобили по лицензионному соглашению. Так как компания Hyundai придает первостепенное значение высокому качеству нашего продукта, приоритет дается собственному производству. Главным для Hyundai является не рост мощностей, а постоянное совершенствование продукта и повышение уровня обслуживания клиентов.

– А что должно произойти с российским рынком и экономикой, чтобы Hyundai объявила о том, что она увеличит производственные мощности свыше 200 000?

– Приоритетом для Hyundai является не рост мощностей, а предоставление нашим клиентам еще лучшего продукта. И в ближайшее время, даже если спрос по-прежнему будет превышать производство, мы не планируем увеличивать мощности.

– Следите ли вы за публикациями российской автомобильной прессы, вносите ли изменения в конструкцию Solaris в ответ на критику? Например, после появления Solaris на рынке в специализированных изданиях были критические замечания по поводу задней подвески.

– Мы с самого начала производства очень внимательно следим за качеством продукта, и на данный момент не было никаких проблем с качеством Solaris. Технических проблем у подвески модели Solaris нет. Она была разработана и настроена таким образом, чтобы сделать поездку максимально комфортной для эксплуатации автомобиля на российских дорогах в тех скоростных условиях, которые наиболее характерны для российских автовладельцев. При разработке автомобиля учитывался комфорт как водителя, так и пассажиров. Однако некоторые автоэксперты придерживались мнения, что настройки задней подвески нуждаются в определенной модификации. Учитывая их мнение, а также стремясь сделать автомобиль еще больше адаптированным к российским условиям эксплуатации, было принято решение модифицировать настройки задней подвески. Модели с измененными настройками задней подвески начали выпускаться с августа.

– Как вы прогнозируете: спрос на Solaris в следующем году сохранится на том же уровне?

– Думаю, нет ни одного человека, который смог бы точно ответить на этот вопрос. (Улыбается.) Но мы сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить интерес к модели. Продажи Solaris начались в феврале, с этого момента мы продали уже 80 000 автомобилей – насколько я знаю, это рекорд для одной модели на российском рынке. Мы уже начинаем маркетинговые кампании, чтобы подчеркнуть отличия Solaris от конкурирующих моделей, и будем делать это в следующем году. Мы также уделяем много внимания развитию кредитования покупок Solaris, в августе мы запустили специальную программу. В следующем году также планируется смена модельного года у Solaris.

– Сейчас очередь на Solaris составляет два-три месяца. Сократится ли она в следующем году, по вашим ощущениям, и, если нет, что вы будете делать дальше? Повышать цену на автомобиль, добавляя какие-то дополнительные опции, переводя в более высокий сегмент?

– Мы наблюдаем за динамикой рынка, за предпочтениями покупателей, и, основываясь на этих факторах, мы будем позиционировать наш автомобиль.

– Hyundai Solaris и Kia Rio принадлежат к одному сегменту, выполнены на одной платформе, они даже собираются на одном заводе. Как вы с вашими партнерами подчеркиваете различие этих моделей?

– Хотя это модели одного сегмента, классы покупателей этих автомобилей отличаются. У каждого автомобиля свои преимущества и особенности, на которые найдется свой покупатель.

– Исследования показывают, что покупатели Solaris очень разные и по возрасту, и по социальному положению. Мы также выяснили, что Solaris пользуется большой популярностью у прекрасного пола.

– Появятся ли специальные дамские опции в Solaris, например цвета или обивка салона?

– В Корее мы предоставляли специальный пакет услуг для женщин-водителей, и сейчас мы изучаем этот опыт, возможно, предложим что-то подобное и в России.

– Как Hyundai координирует или не координирует свою маркетинговую стратегию с Kia? Как Hyundai работает с Kia в России и глобально в мире?

– На данный момент по всему миру Hyundai и Kia, за исключением нескольких моментов, проводят независимую политику. Мы используем общие платформы, материалы, логистику, чтобы достичь эффекта синергии. Но продажами, дизайном, маркетингом мы занимаемся исключительно самостоятельно.

– Если Hyundai и Kia являются конкурентами в продажах, то кто выступает арбитром при принятии решений, например, о совместном использовании производственных мощностей? Конкурируете ли вы за лучших инженеров, лучших рабочих?

– Этим занимается специальное подразделение в штаб-квартире Hyundai Motor Group. В отношении производственных мощностей есть определенная политика штаб-квартиры, которая все это регулирует. Что касается кадров, в России, к счастью, таких проблем также не возникает, потому что у нас один завод и одни кадры.

– Нам говорили, что был определенный конфликт по распределению мощностей завода, из-за чего запуск Rio мог быть перенесен на конец этого года.

– Проблем не было, график выпуска наших двух моделей создавался еще при проектировании завода и с тех пор не менялся. Учитывая, что это завод Hyundai, предполагалось, что сначала будут выпускаться модели Hyundai, а потом будут выпускаться модели Kia.

– В этом году российское правительство и крупные автопроизводители подписывали соглашение о новом порядке промышленной сборки. Ни Hyundai, ни Kia это соглашение не подписали. Такая возможность рассматривалась?

– Мы выполняем все обязанности согласно подписанному соглашению. Hyundai Motor в 2007 г. подписала соглашение о промсборке, действующее до конца 2018 г., и реализовала инвестиционный проект в Петербурге.

– Hyundai сразу начала производство своих автомобилей в России с высокого уровня локализации. Почему?

– Завод Hyundai с самого начала планировался с приходом сюда еще 11 поставщиков комплектующих. В этом большое отличие от заводов других брендов. Я думаю, что это было продиктовано прежде всего тем, что Hyundai хотела предоставлять российскому покупателю автомобили высокого качества, поэтому производители комплектующих пришли на рынок вместе с нами. Такой уровень локализации продиктован прежде всего требованиями российского правительства, российского законодательства, и мы этот уровень поддерживаем.

– Каков он сейчас?

– 45%.

– Это заметно выше требований режима промсборки.

– Это продиктовано именно тем, что мы хотели предоставить автомобили российского производства высокого качества.

– Hyundai делает сама двигатели и коробки передач. При объеме производства в 200 000 имеет ли смысл Hyundai начинать российское производство этих узлов?

– Двигатели и коробки передач сейчас импортируются в Россию. Как я уже сказал ранее, у нас уже на данный момент достаточный уровень локализации, один из самых высоких в России.

– Производство каких еще компонентов может быть локализовано в России?

– В настоящий момент завод ведет активную политику локализации, общаясь и с иностранными производителями комплектующих, имеющих свое производство в России, и с российскими производителями, – обсуждая возможности дополнительной локализации.

– Вы упоминали, что Hyundai переходит в более высокий сегмент рынка. Сейчас вашими конкурентами являются такие марки, как Toyota, Peugeot, Volkswagen, Opel. В будущем вы будете конкурировать с ними же или хотите помериться силами с Lexus, BMW, Audi?

– Hyundai в этом году представила новую концепцию бренда, которая называется «Модерн премиум». Чтобы воплотить ее в жизнь, мы по всему миру проводим очень много мероприятий. Мы начали продажи премиум-моделей, таких как Equus и Genesis, и только в этом году только в Америке будет продано 3000 Equus. Эта модель появилась недавно, но за короткий период времени добилась определенного признания, и это способствует росту имиджа бренда. Очень многие автомобильные эксперты сейчас считают нашими основными конкурентами Toyota и Volkswagen. В России ситуация та же самая. С 2009 г. в России мы приводим все дилерские центры к новым стандартам. Думаю, к концу этого года уже все салоны марки будут соответствовать новому корпоративному стандарту. За эти два года к нашей дилерской сети присоединилось около 60 дилеров. Это достойные партнеры, салоны очень высокого качества, которые действительно относятся больше к классу премиум. Hyundai, наверное, единственный бренд, у которого в центре Москвы есть специальная выставочная галерея, которая работает уже два года и проводит там много разных мероприятий. Она как раз и нужна для того, чтобы потенциальные покупатели смогли сами в спокойной обстановке посмотреть и попробовать такие премиум-модели, как Equus и Genesis. С учетом удачного расположения ее сейчас посещает около 4000 человек в месяц.

– Недавно некоторые дилеры Ford обратились в ФАС, утверждая, что однолетние контракты, которые с ними заключает производитель, ущемляют их интересы. У Hyundai тоже однолетние контракты с дилерами или вы практикуете более долгосрочные отношения?

– Для Hyundai стандартным условием заключения дилерских договоров является пятилетний срок.

– Какая у вас ротация среди дилеров?

– Небольшая. Учитывая популярность Solaris, наша сеть расширяется, к нам присоединились новые достойные дилеры. Естественно, какая-то часть была заменена, но это были слабые дилеры, и их было немного.

– Замена дилеров происходит постоянно или она произошла во время кризиса?

– Во время кризиса мы расставались только с теми дилерами, которые сами не могли продолжать работу из-за собственных финансовых трудностей. Наша дилерская сеть насчитывала 110 дилеров, сейчас это уже более 150 дилеров. Сейчас про Hyundai говорят, что и дилеров стало больше, и качество их работы улучшилось.

– Сколько дилеров имеет право продавать Equus?

– Мы планируем авторизовать порядка 50 дилеров по реализации данной модели. Это предполагает наличие специальных премиум-зон для продажи этой модели. Учитывая, что Hyundai сейчас двигается в премиум-сегмент, для продвижения таких моделей мы занимаемся спонсорством не только футбола – мы поддерживаем конно-спортивный клуб «Отрада», работаем с гольф-клубами, спонсировали и организованную «Ведомостями» регату. В начале ноября у нас была презентация Equus в московском гольф-клубе, куда были приглашены представители лизинговых компаний, банков, деловой среды Москвы. Было предоставлено 17 автомобилей для тест-драйвов. Было очень много положительных отзывов, и мы надеемся, что и это мероприятие поможет дальнейшим продажам.

– Сколько сейчас Equus в России?

– В этом году план продаж Equus составлял 200 автомобилей, но спрос на эту модель был выше, чем производственные возможности, как и во всем мире. В следующем году, думаю, этот объем увеличится вдвое. Учитывая популярность Equus в Америке, квота на Россию была невелика, дополнительный объем пришел в последнее время. Есть уже знаменитые люди, которые ездят на Equus и рекомендуют его своим друзьям. Среди них есть и звезды, которые сами хотят купить Equus, дают рекомендации своему окружению.

– Полтора года назад Hyundai говорила, что тратит достаточно мало денег на рекламу. А сейчас на каком месте находится компания по размеру маркетингового и рекламного бюджетов? Вырастут ли они в следующем году?

– Учитывая объявление новой концепции «Модерн премиум», естественно, мы увеличиваем затраты на рекламу и продвижение. В 2010 г. мы были на шестом месте, в этом году, думаю, будем на четвертом, а в 2012 г. должны войти в первую тройку. Hyundai готова и будет делать инвестиции в повышение имиджа бренда и в маркетинговую политику. С изменением нашего позиционирования мы будем тратить больше средств на рекламу на телевидении и в печатных изданиях, а также на цифровой маркетинг.

– Что вам дал контракт с футбольным клубом ЦСКА?

– ЦСКА – популярный футбольный клуб не только в Москве, но и по всей России, у него, наверное, наибольшее количество болельщиков. В команде очень много игроков, которые играют за национальную сборную России, эти спортсмены участвовали в наших рекламных акциях. В следующем году будет «Евро-2012», это будет год футбола, и думаю, что сотрудничество с ЦСКА будет очень плодотворным. Недавно встречались с президентом клуба Евгением Гинером и разговаривали о том, что можно даже расширить это сотрудничество.

– До какого года действует ваш контракт?

– Он перезаключается ежегодно. Мы будем продолжать сотрудничество, учитывая популярность ЦСКА, у нас очень много точек соприкосновения и возможностей для сотрудничества. Благодаря этому мы надеемся стать компанией, которую будут любить россияне.

– А вы сами часто ходите на футбол?

– В прошлом году – очень часто, в этом так не получается, во многом из-за растущей популярности Solaris и увеличившегося объема работы. У корейцев и японцев помимо футбола есть еще одна любимая игра – гольф, и я этим летом также больше играл в гольф. Чтобы познакомиться и приобрести больше российских друзей, я недавно стал также заниматься конным спортом в «Отраде». Это и спорт, и возможность встретиться с интересными людьми.

– Как вы чувствуете, насколько изменился имидж Кореи и корейских производителей за то время, что вы здесь?

– В прошлом году было 20-летие установления дипломатических отношений между Кореей и Россией. За это время основные крупные компании уже вышли на российский рынок. И не только крупные компании – здесь много среднего бизнеса. Учитывая развитие в экономической и торговой области, можно сказать, что естественно происходит сотрудничество и в культурной области. Мы видим, что и правительство России уделяет внимание двустороннему сотрудничеству с Кореей, воспринимает нашу страну как серьезного партнера. Благодаря этому поменялось мнение многих российских людей о Корее и о корейском продукте в целом. Я думаю, многим знакомы такие корейские компании, как Hyundai, Samsung, LG, очень многие пользуются их продукцией. Те российские сотрудники, которые работают на заводах корейских производителей, думаю, понимают и видят, насколько трудолюбив корейский народ, видят причины такого быстрого развития Кореи за такое короткое время. Такие факторы помогают нашим странам еще больше понять и культуру, и менталитет друг друга.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать