Кто зарабатывает на столичных стройках

По запланированным затратам на строительство дорог, метро, жилья и детских садов Москва уже обогнала олимпийский Сочи – до 2020 г. на это будет выделено более 1,5 трлн руб. Большие деньги привлекли внимание крупных игроков – Геннадия Тимченко, Аркадия Ротенберга и Андрея Бокарева
А.Никольский/ РИА Новости

Тимченко в метро

Ротенберг вокруг Сколкова

25 апреля тогда еще президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче «Мостотресту», крупнейший пакет которого контролируют Аркадий и Игорь Ротенберги, подрядов на строительство дорог вокруг Сколкова. Чиновники оценивают проект минимум в 30 млрд руб.

Тимченко где-то рядом

Тимченко может принадлежать не только блокирующий пакет в УСК «Мост», но и контроль еще в пяти компаниях группы СК «Мост». В сообщении о допэмиссии «Стройтрансгаза», которую Тимченко оплатит своими долями в других компаниях, среди этих долей упоминаются Capslong Investment и Theroll Management. Кипрская компания с таким же названием – Capslong Investment, но с иным регистрационным номером в конце 2011 г. стала владельцем более 80% долей в компаниях «Капиталстрой», СК «Мостотрест», «Строительно-монтажный поезд», «Спецмост» и калининградского ДСК «Мост»; до 2011 г. перечисленные компании входили в СК «Мост».

От 1 млрд руб. – к Собянину

«Сейчас в городе решением мэра установлена трехзвенная система контроля организаций закупочного процесса. До 100 млн руб. рассматриваются самими главными распорядителями бюджетных средств. От 100 млн до 1 млрд руб. – рассматривает специальная межведомственная рабочая группа, возглавляемая вице-мэром. А закупки начиная с 1 млрд руб. рассматриваются непосредственно на совещаниях у мэра Москвы». Андрей Шаронов, вице-мэр Москвы

Едва став мэром Москвы, Сергей Собянин объявил, что резко увеличит расходы на строительство метро: сейчас решено тратить на него 100 млрд руб. в год до 2020 г. Подряды на 257,5 млрд руб. уже осваивают пять компаний: «Мосметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», УСК «Мост» и «Казметрострой» (см. рисунок на стр. 12). Две из них – в госсобственности: федеральный «Трансинжстрой» (в совет директоров с момента создания компании в 1993 г. входят сотрудники Главного управления спецпрограмм президента РФ, которое занимается спецобъектами) и казанское МУП «Казметрострой». «Ингеоком» давно контролирует семья Михаила Рудяка, а вот у УСК «Мост» (подряды на 27,3 млрд руб.) и «Мосметростроя» (на 93 млрд руб.) в скором времени появятся новые владельцы.

О том, что структуры Геннадия Тимченко ведут переговоры о покупке блокирующего пакета в группе СК «Мост», в начале января «Ведомостям» рассказал президент «Стройтрансгаза» Сергей Макаров. «Стройтрансгаз» – один из трех крупнейших в России строителей нефте- и газопроводов, 80% компании принадлежит Тимченко. В марте стало известно, что речь идет именно о доле в строителе московского метро – компании УСК «Мост». «Стройтрансгаз» раскрыл информацию о готовящейся допэмиссии акций в пользу существующих акционеров, которая будет оплачена в том числе и акциями УСК «Мост». По словам представителя Тимченко Антона Куревина, после размещения акций «Стройтрансгаз» получит 25% плюс 1 акция УСК «Мост». «В перспективе возможно увеличение доли, но пока комментировать преждевременно, ведутся переговоры», – говорит Куревин. Совладельцы СК «Мост» Евгений Сур и Владимир Костылев отказались от комментариев.

Созданная бывшими строителями БАМа группа СК «Мост» – крупнейший подрядчик РЖД, но заговорили о компании только после того, как тогдашний президент Дмитрий Медведев в 2008 г. назначил УСК «Мост» единственным подрядчиком строительства моста на о. Русский (стоимость – 34 млрд руб.).

Выручка группы СК «Мост», по оценке Forbes, в 2011 г. достигла 70 млрд руб., но разобраться в структуре этого холдинга непросто, как и в том, что именно купил Тимченко – долю в головной компании или в одном из подрядчиков (помимо УСК «Мост» ему досталось еще несколько компаний группы, см. врез на стр. 12). «Реальную структуру группы знают только ее владельцы Костылев и Сур, публичной информации вы не найдете», – заверил «Ведомости» один из конкурентов «Моста».

Закрытость группы даже привела к судебным разбирательствам с шведской East Capital, которой принадлежит 1,5% в «Бамтоннельстрое» – еще одной из компаний СК «Мост». «Дочка» East Capital – кипрская Catapel Limited уже год через Арбитражный суд Красноярского края пытается заставить «Бамтоннельстрой» предоставить списки аффилированных лиц, протоколы заседаний совета директоров и копии договоров подряда, лизинга и связанных сделок с остальными компаниями СК «Мост». Партнер East Capital Якоб Грапенгиссер признается, что тоже не понимает, как устроена СК «Мост»; он знает о появлении среди акционеров группы Тимченко и рассчитывает на то, что при нем отношение к миноритариям изменится. «Но пока мы с Тимченко не встречались», – говорит он.

Бокарев в метро

«Обещание Собянина инвестировать большие деньги в строительство метро спровоцировало интерес к «Мосметрострою», без этого на приватизационном аукционе не было бы такого ажиотажа», – рассказывает гендиректор и совладелец компании Евгений Кашин. Аукцион, на который государство выставило 100% «Мосметростроя», состоялся в конце 2010 г. Допущены к нему были далеко не все, кто хотел, но цена в ходе торгов все равно выросла больше чем втрое – до 7,6 млрд руб.

«Учитывая задачи, которые стоят перед «Метростроем», думаю, что это [победитель торгов] будет одна из серьезных структур, которая имеет и достаточные финансовые ресурсы, и административные», – говорил накануне торгов председатель совета директоров Геннадий Штерн (цитата из корпоративной газеты «Метростроевец»). Штерн приводил в пример «Мостотрест», который после смены владельцев увеличил пакет заказов с 20 млрд до 70 млрд руб. и стал выигрывать все крупные тендеры. По данным самого «Мостотреста», к концу 2011 г. пакет заказов достиг почти 320 млрд руб.

В торгах по «Мосметрострою» победила компания «Центрстрой», которая принадлежала семье тогдашнего чиновника Минрегиона Владимира Когана (через «БФА-девелопмент») и менеджерам самого «Мосметростроя». Но это партнерство продлилось недолго. К концу 2011 г. менеджеры выкупили пакет семьи Когана. Сумму сделки стороны не раскрывали. По словам заместителя гендиректора «Мосметростроя» Александра Пейсахова, и на аукцион, и на выкуп доли БФА пришлось брать кредиты в Сбербанке и Банке Москвы. Сейчас кредиторская задолженность «Центрстроя» и аффилированных с ним структур достигает почти 20 млрд руб.

«Сейчас я могу только повторить слова Геннадия Яковлевича [Штерна]: нам необходима финансовая поддержка», – говорит Кашин. Эту поддержку Кашин и его партнеры рассчитывают получить от Андрея Бокарева, совладельца Уральской горно-металлургической компании и «Трансмашхолдинга», с которым они ведут переговоры. Среди преимуществ Бокарева – он хорошо разбирается в производственном процессе, говорит Пейсахов. Размер пакета, который предлагается Бокареву, владельцы «Мосметростроя» не раскрывают.

Бокарев сейчас находится за границей и не ответил на просьбу «Ведомостей» прокомментировать готовящуюся сделку. Но топ-менеджеры «Мосметростроя» сообщили, что свои комментарии «Ведомостям» они с Бокаревым согласовали.

Скорее всего московские метростройки привлекут внимание и других крупных бизнесменов. «Москва стала привлекательной для «слонов», они получили большие подряды. Работы хватает на всех. У кого сколько есть физических возможностей, тот столько и берет», – говорит вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин. По его оценке, в строительстве метро сейчас занято 18 000 человек при необходимых 35 000. Поэтому Москва пригласила киевских, харьковских, минских и азербайджанских метростроителей. Вслед за метростроителями приглашение могут получить и тоннелестроители, которым поручат менее сложную работу. «В листе ожидания 10 компаний, среди них – НПО «Мостовик», МФС-6 и СГК «Автострада» Зияда Манасира (входит в «Стройгазконсалтинг» – это один из крупнейших подрядчиков «Газпрома». – «Ведомости»)», – рассказывает вице-мэр.

«Стройгазконсалтинг» стремится попасть в число участников строительства московского метро, поскольку это очень перспективный проект, сформулированы масштабные, долгосрочные планы его реализации», – подтверждает представитель компании Виктория Миронова. Покупать какие-то компании для этих целей не предполагается, в этом нет необходимости: по словам Мироновой, у «Стройгазконсалтинга» есть все необходимое.

Гендиректор МФС-6 Виктор Нестеренко недавно рассказывал газете «Московская перспектива», что компания хочет «попробовать себя в строительстве метро», создает для этого новую структуру и нанимает специалистов.

Тимченко на дороге

«Тимченко обычно не платит денег за блокирующий пакет, а получает его под обещание оказать административную поддержку. Уже после этого покупается за реальную стоимость контрольный пакет. Так произошло с ИФСК «АРКС», которая отдала блокпакет и получила поддержку», – рассказывает менеджер инфраструктурной компании. «В прошлом году АРКС начала искать стратегического партнера, – уточняет Владимир Лавленцев, сын основателя и совладельца компании Александра Лавленцева. – Так как мы уже работали со «Стройтрансгазом», акционеры предложили Тимченко стать партнером». Сделка готовилась около полугода, закрылась в декабре прошлого года. Тимченко получил 25% плюс 1 акция (столько же, сколько в УСК «Мост»), у него есть опцион на увеличение пакета до контрольного в течение трех лет, продолжает Лавленцев.

По оценке экспертов, блокпакет строительной компании стоит $200 млн.

Из всего этого представитель Тимченко подтверждает только то, что у бизнесмена есть блокпакет и что сделка была совершена на рыночных условиях.

Влиятельный партнер АРКС совсем не помешает. До ноября 2010 г. Владимир Лавленцев работал замруководителя департамента городского заказа. Смена столичного руководства сильно сказалась на бизнесе компании. Сравнительный анализ госзакупок при Юрии Лужкове и Собянине, проведенный «Ведомостями» в 2011 г., показал, что в первом полугодии 2010 г. АРКС была лидером на госторгах, получив только крупных (со стартовой ценой более 300 млн руб.) подрядов на 7,4 млрд руб. А в первой половине 2011 г., при новом мэре, в активе компании оказался лишь один выигранный крупный конкурс – на строительство подземного пешеходного перехода на 380 млн руб. (Надо оговориться, что в 2011 г. Собянин заморозил все строительные проекты и торги по дорогам практически не проводились.)

Сейчас АРКС вернула себе лидерство (см. рисунок): в ноябре 2011 г. она победила в конкурсе на реконструкцию Каширского шоссе, получив подряд на 8,53 млрд руб. В 2012 г. в портфель добавилась реконструкция Балаклавского проспекта стоимостью 7,41 млрд руб. и Дмитровского шоссе за 21,45 млрд руб.

Судя по объявленным московским правительством планам, общие затраты на дороги будут как минимум не меньше, чем на метро. По адресной инвестиционной программе на реконструкцию и строительство всей улично-дорожной сети Москвы в 2012 г. запланировано потратить 98,24 млрд руб., в 2013 г. – 129,48 млрд руб., в 2014 г. – 142,5 млрд руб. Всего за три года сумма составит 370,2 млрд руб.

Ротенберги в детском саду

Распорядителем 60 млрд руб., на которые в Москве планируется построить 84 детских сада и 51 муниципальный дом, было назначено казенное предприятие «Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления» (МЦДСО). По адресной инвестиционной программе МЦДСО до 2014 г. может достаться 272 млрд руб. За эти деньги также развернется нешуточная борьба.

Тройку победителей конкурсов МЦДСО (см. рисунок) замыкает компания, у которой тоже недавно сменился владелец. Право построить по два дома и детсада за 2,75 млрд руб. досталось холдинговой компании ГВСУ «Центр». В начале 2012 г. 97% ее акций консолидировали партнеры по бизнесу и дзюдо Аркадия Ротенберга.

ГВСУ, бывшее строительное управление Минобороны, в 2008 г. приобрел бизнесмен Василий Анисимов, планировавший использовать компанию в собственных девелоперских проектах в Домодедове. В 2010 г. Анисимов в счет долгов своей компании Coalco отдал ГВСУ в собственность «Сбербанк капитала», а тот передал ее в управление УК «Развитие» Михаила Черкасова, выходца из «Росбилдинга» и вице-президента Федерации дзюдо России. Гендиректором УК «Развитие» стал Андрей Долин, он и президент Европейского союза дзюдо Сергей Соловейчик вошли в совет директоров ГВСУ. Шесть лет назад Долин с Соловейчиком были поставщиками кимоно и прочего спортинвентаря, а их компания «ТД Евразия берег» числилась официальным спонсором Федерации дзюдо России.

До ГВСУ девелоперские проекты партнеров Ротенберга ограничивались строительством 2–3 домов в Калуге, Твери и Звенигороде. Под каждый из проектов создавалась отдельная компания. В первой из них – «Паритете» совладельцами были Соловейчик и братья Аркадий и Борис Ротенберги. Директором компании был Долин. В двух других компаниях – «Евро-строе» и «Финансинвесте» (все они, включая «Паритет», имеют один адрес и телефон) совладельцами остались все те же люди, кроме Ротенбергов.

А к началу 2012 г. компанию, которой принадлежало 97% ГВСУ, выкупила у «Сбербанк капитала» фирма «Развитие-строй». Гендиректор «Развитие-строя» – Долин. А соучредитель с долей в 0,01% – Светлана Гуртовенко, которая также числится совладельцем звенигородского отеля «Звезда» и компании «Базальт – А групп» (ресторан «Гусятникофф»); основными акционерами этих компаний были братья Борис и Аркадий Ротенберги и сын последнего Игорь (данные СПАРК). В феврале 2012 г. структура бенефициаров ГВСУ поменялась: 67,5% досталось Артему Оболенскому, заместителю предправления банка «Северный морской путь» Ротенбергов.

Долин отказался от комментариев, пресс-служба ГВСУ не ответила на вопросы «Ведомостей».

Московские хитрости

Победа с разницей в 47 коп., бой с тенью, детские ошибки в документах и другие чудеса, которые случаются при распределении госзаказа

Московские власти решили доверять большие контракты только проверенным строителям. «На конкурс допускается только та компания, у которой есть сданный за последние три года аналогичный объект», – рассказывает чиновник мэрии. Одновременно власти резко снизили начальные цены. «Снижение на торгах на 30%, как это было раньше, в принципе невозможно. Такое может быть только в двух случаях: когда заказчик ошибся в определении начальной цены, невольно или из корысти, и когда подрядчик непрофессиональный или же намерен получить аванс и сбежать», – говорит чиновник. «Для нас, крупных игроков, это выгодно – стало больше шансов выиграть, не надо конкурировать с однодневками», – радуется один из строителей. Возможно, все это так. Но конкуренция между профессионалами часто выглядит немного искусственной. Копеечная победа 47 коп. – ровно на столько оказалось выгоднее предложение компании «Мосфундаментстрой-6» (МФС-6), которая состязалась с группой «315 УНР» за право построить дом в Бескудникове начальной стоимостью 1,5 млрд руб. Когда комиссия вскрыла конверты, оказалось, что МФС-6 предложила цену 1 453 247 736,53 руб., а проигравшая ей «315 УНР» – 1 453 247 737 руб. По схожему сценарию был разыгран и конкурс на строительство дома в Ломоносовском микрорайоне начальной ценой 1,76 млрд руб. Близкая к Аркадию Ротенбергу компания ГВСУ «Центр» победила «Главстройгрупп» с минимальным преимуществом в 11,58 руб. ГВСУ предложила цену 1 618 871 029,42 руб., а «Главстройгрупп» – 1 618 871 041 руб. «Этого не может быть. Вы ничего не напутали?» – смеется первый заместитель гендиректора ДСК-1 Андрей Паньковский. Копеечная победа, похоже, настоящий тренд в госзакупках. «Ведомостям» удалось обнаружить еще два схожих примера. В середине мая ровно на 1 руб. оказалось выгоднее предложение «Главмосстроя» Олега Дерипаски в конкурсе на строительство детсада на ул. Докукина. В поданной заявке его компания указала 264 164 546 руб., а второй участник, «Стройтехконтракт», – 264 164 547 руб. Андрей Белюченко, гендиректор КП «МЦДСО», которое и проводит эти конкурсы, говорит, что «при определении победителя учитывается ряд факторов: цена, сроки, гарантии, опыт и т. д., которые имеют определенный вес, и вес цены – менее половины. Снижение на 47 коп., 1 руб. – не критерий, по которому победа была отдана той или иной компании; в данном случае участники торгов заявили одинаковую цену, только один округлил ее до рублей, а другой подсчитал до копеек». Бой с тенью Побеждать проще тех, кто готов тебе уступить, – это правило госторгов никто не отменял. Например, на торгах за право строительства трех домов конкуренцию МФС-ПИК Сулеймана Керимова составила компания «Стройсити», для верности указавшая в заявке максимальную цену. Для победы «МФС-ПИК» оказалось достаточно снизить цену на 2%. Мытищинская «Стройсити» – давний партнер МФС-ПИК: компания является генподрядчиком застройки района Ярославский в Мытищах – в 2006 г. группа компаний ПИК начала здесь проект по строительству 1 млн кв. м жилья. Единственным соперником ГВСУ «Центр» на конкурсе за право построить два детсада также стал ее подрядчик – балашихинский «Техинвест», уже построивший в 2011 г. для ГВСУ детсад и заключивший договор подряда на строительство дома в Ломоносовском микрорайоне. На прошедшие в мае пять конкурсов на строительство детских садов заявился «Главмосстрой» и его «дочка» – «Управление монолитного индивидуального строительства» (УМИС) с максимальной ценой заявки и сроком исполнения дольше, чем указано в конкурсной документации. Естественно, УМИС не допустили к конкурсу и все пять контрактов на 1,25 млрд руб. достались «Главмосстрою». «Конечно, строители хитрят и стараются пойти на конкурс со знакомыми компаниями. Но доказать связь между ними сложно – это самостоятельные юридические лица», – говорит Белюченко. Ошибка вышла Уступить другу тоже надо уметь. «Инвестконсалт», например, упорно предлагал построить дома в Куркине и Лефортове за цену в 2 раза выше начальной. «Монолит-фундаментстрой», принадлежащий одной из старейших на рынке строительных компаний – ДСК-1, вылетел из шести конкурсов только из-за того, что предложил построить дома за больший срок, чем было указано в конкурсной документации. А три других крупных застройщика – ХК «Главмосстрой», ГВСУ «Центр» и ИСК «Строймонтажиндустрия» в шести конкурсах забыли заверить справки ЕГРЮЛ у нотариуса. И также не были допущены к торгам. Представитель корпорации «Главстрой» (куда входит «Главмосстрой») Виталий Королев говорит, что ошибки связаны с человеческим фактором. А был ли конкурс? Отыскать следы конкурсов на строительство московского метро «Ведомостям» вообще не удалось. Сначала был проведен предквалификационный отбор – выяснили, какие есть компании, что они могут, а потом просто поручили каждой из них объемы исходя из возможностей, рассказывает менеджер одной из компаний. Основным критерием отбора была способность возвести объект метро на 85% своими силами. «На стандартную процедуру подготовки конкурсной документации для объекта сложности метро уходит два года, – объяснил «Ведомостям» Хуснуллин. – Но ситуация с транспортом в Москве требовала быстрого решения, поэтому пришлось искать выход – по уже готовой документации в 2011 г. были проведены конкурсы на 17 млрд руб., финансирование остальных работ проводилось по другой схеме. Все деньги перечислили в уставный капитал ГУП «Московский метрополитен», которое провело конкурс на проектирование и функции заказчика строительства метро. Его выиграл «Мосинжпроект». А уже «Мосинжпроект» по мере появления проектно-сметной документации проводит конкурсы на локальные работы. Вот только ни на сайте «Мосинжпроекта», ни на официальном сайте zakupki.gov.ru про эти конкурсы ничего найти не удалось.