В результате самой тяжелой катастрофы в истории московского метро погибли 22 человека

Техногенная катастрофа на Арбатско-Покровской линии московского метро стала самой тяжелой в его истории: не менее 21 человека погибло. Возможно, виновата стрелка
Эвакуацию тяжелораненых из метро проводили вертолетами/ М. Стулов/ Ведомости

Примерно в 8.35 утра на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии три вагона поезда метрополитена сошли с рельсов и получили сильнейшие повреждения, что привело к многочисленным жертвам среди пассажиров. По неокончательным данным Следственного комитета, погиб 21 человек, госпитализировано 136. Московская мэрия в связи с этим объявила среду траурным днем. В ходе спасательной операции из метро было эвакуировано около 1150 человек. Это самая тяжелая по количеству человеческих жертв катастрофа в истории московского метро, не связанная с терактами.

Как заявил представитель Следственного комитета Владимир Маркин, причинами трагического происшествия могли стать неисправность вагона поезда метро, несрабатывание стрелки (она была установлена в месте, где поезд сошел с рельсов, только несколько дней назад), проседание полотна из-за работ на параллельном участке линии.

Утром представитель Главного управления МЧС по Москве сообщил, что катастрофе предшествовало резкое снижение напряжения в контактной сети и экстренное торможение, но Маркин сказал, что представители «Мосэнерго» допрошены и эта версия пока не нашла подтверждения.

Экстренное торможение из-за отключения сети не может привести к сходу вагонов, все типы вагонов метро проходят испытания, чтобы торможение было безопасным, говорит заведующий отделением «Тяговый подвижной состав» ОАО «НИИ железнодорожного транспорта» Андрей Заручейский. Резкое падение напряжения могло привести к переводу стрелки, что и могло стать причиной схода вагонов, говорит человек, близкий к следствию, следователи занимаются выяснением и этого вопроса.

По словам человека, близкого к следствию, назначены экспертизы, но одна из наиболее вероятных версий - поезд сошел с рельсов из-за неисправности стрелочного перехода. Именно в связи с этим мэр Москвы Сергей Собянин распорядился провести проверку состояния путей Московского метрополитена, говорит он.

Уголовное дело по факту крушения поезда возбуждено по ч. 4 ст. 263.1 Уголовного кодекса (нарушение требований транспортной безопасности, до восьми лет лишения свободы). Маркин обещал, что в ближайшее время появятся подозреваемые.

Слова Маркина о ско­ром появлении по­дозреваемых означают, что есть вероятность, что ими окажутся работники метро, которые ежедневно проверяют состояние путей, в том числе и стрелочных переходов, говорит человек, близкий к следствию. Техническое состояние вагонов тоже исследуется, но такие тяжелые последствия из-за проблем с тележками вагонов менее вероятны, говорит собеседник «Ведомостей». Вагоны модели 81-740.4/741.4 (поезд «Русич») с 2005 г. производит мытищинский «Метровагонмаш» - он входит в «Трансмашхолдинг», подконтрольный Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. Связаться с представителем «Трансмашхолдинга» не удалось.

Следственные органы ведут расследование, после получения результатов которого будут приняты решения, ответила пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова на вопрос, последуют ли в связи с катастрофой какие-либо кадровые решения. О необходимости сначала разобраться в причинах катастрофы заявил и Собянин, отвечая на вопрос радиостанции «Коммерсантъ-FM», будет ли уволен из-за катастрофы заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Станция «Парк Победы» - самая глубокая в московском метро: 84 м. В СССР строились и эксплуатируются гораздо дольше «Парка Победы» и более глубокие станции - но в Петербурге и Киеве. По словам одного из бывших высокопоставленных чиновников мэрии, эта построенная в 2008 г. станция до сих пор нормально функционирует и вряд ли катастрофа связана с тем, что она построена так глубоко. Но ЧП в московском метро стали системными, хотя раньше аварии были максимум на эскалаторах, говорит собеседник «Ведомостей». Это говорит о том, что власти, скорее всего, теряют управление сложнейшим механизмом, считает бывший чиновник. Очень важно вовремя и качественно ремонтировать пути, подвижной состав, поддерживать высококвалифицированные диспетчерские службы, продолжает собеседник «Ведомостей».

Близкий к метрополитену источник рассказывает, что в последнее время были сложности с департаментом транспорта при согласовании смет и оплате ремонтных работ.

Руководство Московского метрополитена очень консервативно в своих решениях, говорит Елена Матвеева, вице-президент «Русских машин» (занимается железнодорожным машиностроением): «Мы занимаемся локализацией иностранных технологий в машиностроении. Они завязаны с современной системой безопасности и подобную аварию просто не допустили бы - совсем другие сигнальная система, инфраструктурные решения. Но в московском метро нет конкуренции: один поставщик».