Статья опубликована в № 2526 от 20.01.2010 под заголовком: Взялся за колесо

Михаил Прохоров решил производить бюджетные автомобили

Миллиардер Михаил Прохоров решил организовать производство бюджетного легкового автомобиля. Об этом он сообщил вчера премьер-министру Владимиру Путину
Д.Гришкин

Речь идет о проекте по запуску производства на принципиально новой основе малобюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий», – объявил по итогам встречи Путина и Прохорова пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Премьер, по его словам, высказался за скорейшую проработку этого проекта с министерствами и ведомствами. Детали ни Песков, ни Прохоров раскрывать не стали.

«Онэксим» Прохорова действительно хочет разработать автомобиль с нуля, подтвердил «Ведомостям» один из знакомых Прохорова. «Основной принцип – разработать универсальную платформу и подобрать такую компонентную базу, чтобы, как из конструктора, можно было собирать и спортивный автомобиль, и мини-вэн, и седан», – говорит он.

Чиновник правительства рассказал «Ведомостям», что за основу предлагается взять пятидверный гибрид с кузовом универсал, разработанный совместно с «Яровит-моторс» (занимается инжинирингом и выпускает грузовики собственной разработки в Санкт-Петербурге). Целевая цена этой машины – 8900 евро. Изначально «Яровит» занимался этим проектом самостоятельно, говорит собеседник «Ведомостей». Компания пыталась привлечь финансирование государства, предлагая использовать машину во время Олимпиады в Сочи. Автомобиль неплохой, но не ясно, каковы могут быть объемы его производства и целевая ниша, поэтому решение о его поддержке не было принято, говорит чиновник. После этого «Яровит» начал работать с Прохоровым, полагает он.

Получить комментарии «Яровит-моторс» вчера не удалось, но информацию об участии этой компании в проекте «Онэксима» подтвердил еще один знакомый Прохорова.

Автопром раньше никогда не входил в сферу интересов Прохорова (см. врез). К тому же это очень закрытый бизнес. Крупные автоконцерны, как правило, разработкой платформы занимаются сами, а дизайн отдают известным бюро, замечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Разработкой бюджетного авто для развивающихся рынков, в том числе России, занимаются многие: планы есть у группы ГАЗ, «АвтоВАЗа», Toyota, Volkswagen и др. «Пока мы не удовлетворены ни одним проектом из-за высокой себестоимости автомобиля, а ведь бюджетное авто в розницу должно стоить меньше $10 000», – заметила зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева.

Вспомнить случаи, когда разработки неизвестных компаний доходили до конвейера и пользовались спросом, Агибалов не смог. Бюджетный автомобиль должен быть массовым, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Его производство должно доходить до 500 000 машин в год, что стоит огромных денег, добавляет он. Общая стоимость проекта может доходить до $1 млрд, согласна аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Правда, один из знакомых Прохорова говорит, что речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов.

У «Онэксима» нет долгов, а в 2008 г. компания получила около $5 млрд от продажи доли в бизнесе Владимиру Потанину. Сколько денег есть у компании сейчас, не известно. Но Сахнова уверена, что такой проект может быть реализован при поддержке государства. Представитель Минпромторга лишь заметил, что министерство сейчас проводит оценку проекта.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать