Премьеры балета Большого заявили о своем уходе из театра

Наталья Осипова и Иван Васильев хотят танцевать в Петербурге
ИТАР-ТАСС

Наталья Осипова и Иван Васильев, самые юные премьеры Большого театра, каждая новая роль которых становится сенсацией в балетном мире, сделали самое эффектное pas в своей карьере. Они написали заявления об увольнении из Большого. Но еще более вызывающе выглядит выбранное ими новое место приписки – Санкт-Петербург, Михайловский театр.

Невозможно сказать, что это решение оказалось громом среди ясного неба. Большой театр стремился создать своей звездной паре условия наибольшего благоприятствования. Но мощное развитие этих экстраординарных талантов опережало возможности театра, балетная труппа которого в связи со сменой нескольких худруков в последнее время утратила ясную художественную перспективу. 25-летняя Наталья Осипова за семь сезонов работы успела раскрыться как балерина широчайшего амплуа – выразительная актриса и виртуозная танцовщица, в списке достижений которой соседствуют лихая Китри в «Дон Кихоте», трагическая Жизель, импульсивная героиня «Русских сезонов» и бескостная и бескомплексная Солистка в Hermann Schmerman. Гораздо сложнее ситуация складывалась у Ивана Васильева. Его феноменальный прыжок и захватывающие дух вращения идеально вписались в «Спартак» и «Дон Кихот», благодаря которым он тоже обрел мировую славу. Но те же природные данные ограничивали возможности танцовщика в старых академических спектаклях, которые составляют основу репертуара Большого. Тем не менее специально для Васильева Большой включил в репертуар одноактный балет «Юноша и смерть», с его же именем связано внезапное появление еще одной премьеры балета Ролана Пети – «Арлезианка», премьера которой намечена на 28 декабря, а также возобновления в следующем сезоне «Ивана Грозного» Юрия Григоровича. У Натальи Осиповой в ближайшее время также должен был состояться дебют – в «Щелкунчике».

Однако для артистов, находящихся в расцвете профессиональных возможностей, этого явно недостаточно. Об этом говорят и их зарубежные ангажементы: в последнее время они готовы были танцевать не всегда с первоклассными труппами и в достойных условиях, лишь бы расширить свой репертуар. В то же время нынешним летом Иван Васильев с успехом дебютировал в American Ballet Theatre, а Наталья Осипова, выступающая с этой труппой с 2009 г., получила на будущий сезон статус главной приглашенной примы. Параллельно балерина танцевала с парижской Opera, миланской Ла Скала, Баварским балетом. Танцевала пара и в Михайловском театре. Однако казалось, что в случае ухода Осипова и Васильев выберут Нью-Йорк, где их сопровождает сумасшедший успех. Но в Михайловском же у них практически нет соперников, кроме Леонида Сарафанова. Вместе с тем, там нет и репетиторов такого класса, как Марина Кондратьева и Юрий Владимиров, которые занимались с артистами в Большом. Классический репертуар Михайловского практически ограничен «Жизелью», «Лебединым озером» и сомнительного качества «Корсаром», а за современность хотя и отвечает хореограф-звезда Начо Дуато, но он создает свой авторский театр, что тоже не разнообразит жизнь артистов.

Осипова и Васильев после появления новости о своем уходе комментариев не давали. В Большом театре говорят, что никакие планы, связанные с ними, не отменены и руководство готово к обсуждению разных вариантов продолжения сотрудничества. В любом случае от артистов в ближайшее время потребуется даже не столько танцевальное мастерство, сколько виртуозность в стратегии и тактике построения своей карьеры, и в этом заинтересованы не только два театра, но и огромное количество поклонников, которых завоевали Осипова и Васильев в разных концах мира.