«Бременские музыканты» снова на петербургской сцене: Счастье жить

В петербургском театре «Мастерская» ловко обновили «Бременских музыкантов»
Д.Пичугина

Да-да, это хрестоматийный мюзикл Энтина, Ливанова и Геннадия Гладкова, который много лет шел в Ленинграде в Театре Ленсовета и по которому сняли знаменитый мультфильм. С тем самым до ностальгических слез знакомым «Наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбою».

Бэкграунд в спектакле режиссера Екатерины Гороховской вполне учитывается – перед каждым гладковским суперхитом вроде «Луч солнца золотого» делается оттяжечка: мол, вот пара аккордов и вы узнаете мелодию. Зал узнаёт – и буквально вопит от счастья. И малышня, и родители.

Для родителей тут, кстати, предусмотрены спецудовольствия, которые дети не считывают. Например, участники будущего бременского квинтета знакомятся: «А это Петух». «Петух?!» – в чьем-то вопросе легкой краской мелькает лагерная коннотация, что дает основание остальным с вызовом, вскинув руку, как в речевке, проскандировать: «Это Петух, наш Петух, вот он у нас какой!»

Конечно, никто зверей буквально не играет – молодые актеры «Мастерской» рисуют шаржи на узнаваемые характеры, лишь пластикой обозначая: Константин Гришанов – Пса, уморительно виляя задом, учуяв хозяина – Трубадура; Владимир Студеновский – простоватого, но надежного Осла, который к тому же отличный барабанщик; Николай Куглянт – молчаливого, опасного, все время себе на уме Кота-контрабасиста; Владимир Кочуров – заносчивого (явно от стеснительности) Петуха. Во дворце манерный Придворный – Илья Шорохов презрительно выносит зверью поднос с плошками корма, тут начинается дивертисмент, выросший из студенческих этюдов «на животных»: каждый ест на свой манер, Петух со страшной скоростью клюет носом, а Кот еще быстрей лакает. Неведомо как Куглянт умудряется языком проделывать этот трюк, но зал разражается овацией.

Остальные тоже молодцы. Речь Короля – Алексея Ведерникова напитана современными узнаваемыми бытовыми интонациями: «Да ты чё? Нет, правда? Реально?» А Трубадур – Евгений Шумейко, актер сильного таланта и сверхнормативного обаяния, в сцене сражения с мнимыми разбойниками пародирует весь пласт супергеройства, от голливудских боевиков до манга. Арина Лыкова – Принцесса: оторва почище Катарины в «Укрощении строптивой», но вот они с Трубадуром видят друг друга и буквально сцепляются взглядами, зависают в пространстве...

Оформление Софьи Матвеевой – подвижные условные плоские белые деревья, служащие кулисами и ширмами («сосны-великаны»), а больше ничего и не надобно: чудо живого театра создается из точной осмысленной актерской работы и заразительной энергии игры. И еще душевной чистоты, что не менее важно.