"Франкенвини" Тима Бёртона: Дай лапу, труп

«Франкенвини» (Frankenweenie) Тима Бёртона выходит в прокат сразу после показа на фестивале американского кино (Амфест). Черно-белый мультфильм наверняка понравится всем, кто ворчал, что Бёртон теперь не тот, что в старые добрые 1980-е. Практически тот, и даже с тем же материалом
WDSSPR.ru

Новый мультфильм – возвращение к короткометражке 1984 г. Но совершенно нет ощущения, что классик романтического макабра что-то растянул. Полтора часа проходят бодро и весело, как обычно бывает у Бёртона, когда гремит гром, сверкают молнии, мертвые восстают из могил и начинают куролесить по округе. Никто не относится к мертвецам с такой нежностью, с таким мягким юмором, с таким трепетом и такой заботой, как автор «Трупа невесты» и других забавных историй про любовь до гроба и после.

К тому же в анимационном «Франкенвини» нет Джонни Деппа, который в последнее время стал раздражать многих поклонников Бёртона одним только фактом своего появления на экране. Здесь действуют классические бёртоновские куклы: они большеголовы, большеглазы, тонконоги и тонкошеи.

Главный герой, застенчивый любознательный мальчик Виктор Франкенштейн, носит имя хрестоматийного персонажа Мэри Шелли, интересуется физикой и живет в атмосфере уютного старомодного фильма ужасов. Родители смотрят по телевизору «Дракулу» с Кристофером Ли. Сосед – омерзительный толстопузый мэр – клацает садовыми ножницами, грозя расправой всем, кто попытается обидеть его любимые тюльпаны. В школе Виктора окружает компания комических уродцев-одноклассников, а уроки физики ведет суровый старый учитель, похожий одновременно на прищепку и на легенду хорроров 1960-х Винсента Прайса. Он объясняет Виктору, что научный эксперимент удается тогда, когда делается с любовью. Но Виктор знает это и сам, ведь с помощью ветра и электричества он воскресил своего лучшего друга – сбитого машиной пса Спарки, и теперь тот так же энергичен, как прежде, только иногда отваливается то хвост, то ухо, а проглоченная муха вылетает через неплотно стянутые швы, оставшиеся после вскрытия.

Спарки – не чудовище, он веселый и дружелюбный труп. Чудовища появятся после, когда про опыт Виктора прознают одноклассники-плохиши и, проникнув на кладбище домашних животных, тоже подключат высоковольтные провода к окоченевшим тушкам.

Повод для огорчения здесь может быть только один, да и тот, пожалуй, пустячный: во «Франкенвини» нет ничего нового и неожиданного. Ничего такого, чего бы мы не знали о Тиме Бёртоне раньше. В этом смысле обаятельный мультфильм, конечно, напоминает чудесно воскрешенного Спарки: он так же радостно лает, виляет хвостом и развлекает нас кладбищенскими шутками вроде собачьего надгробия с крестом из косточек, которые покойный так любил грызть при жизни.

Кстати, мораль, которую внушают родители юному Виктору, заключается в том, что любимые навсегда остаются в нашем сердце и не очень правильно делать из них ремейк. Но Виктор Франкенштейн и Тим Бёртон придерживаются другого мнения, и спорить с ними не очень-то хочется: в конце концов обоим удаются эти гальванические чудеса.