Детективный боевик "Джек Ричер": Том Круз ловит Вернера Херцога

В детективном боевике «Джек Ричер» (Jack Reacher) роль бывшего военного дознавателя-супермена сидит на Томе Крузе, как любимая старая куртка. И актеру уютно, и нам хорошо
А Херцог прячется внутри/ outnow.ch

Чтобы не путаться в жанровых конструкциях (боевик, детектив, триллер), просто скажем, что «Джек Ричер» Кристофера Маккуори – из той категории фильмов, в которых хорошо обученное боевым навыкам добро наказывает мерзавцев, не особенно заботясь об ордере на арест. На афише с портретом Круза написано: «У закона есть пределы. У него нет».

В последнее время такие роли обычно играет Джейсон Стэтем.

А герой Стэтема лыс, небрит, вечно хмур, часто нетрезв и в сценах рукоприкладства склонен к черному юмору. Так что Круз в «Джеке Ричере», можно сказать, ломает стандарт. Он чисто выбрит, аккуратно подстрижен и неизменно рассудителен. Не пьет алкоголь, не дерется ногами, не носит дизайнерских пиджаков. Из транспортных средств предпочитает автобус.

И лицо у Круза добрее.

А завязка фильма такая: некий снайпер, засев в многоярусном гараже, расстреливает пять человек на набережной с другой стороны реки. Подозреваемого быстро ловят, улик – полный набор, не отвертеться. Снайпер и не пытается. Только вместо признания пишет на листе бумаги: «Найдите Джека Ричера». После этого его зверски избивают в автозаке, но для следователя (Дэвид Ойелоуо) и окружного прокурора (Ричард Дженкинс) дело, считай, закрыто. Тут появляется Том Круз в потертой куртке и говорит примерно следующее: «Я Джек Ричер, могу помочь, но если не хотите, то я пошел». И уходит. Мужчины в костюмах пожимают плечами, но за Крузом, конечно, бежит интересная блондинка (Розамунд Пайк). Она адвокат-идеалистка и, между прочим, прокурорская дочь.

Немного поломавшись, человек-загадка Джек Ричер соглашается с ней сотрудничать, рассказывает про службу военным дознавателем в горячих точках и окончательно очаровывает умом и сообразительностью. Когда Джек ей что-нибудь объясняет (например, почему и где надо искать другого снайпера), блондинка округляет глаза, открывает рот и начинает взволнованно дышать, укрепляя в зрителе подозрение, что должностью, скорее всего, обязана папе. Хотя девушка она, несомненно, честная и хочет дойти до самой сути.

Зритель доходит до самой сути значительно быстрее: строго говоря, детектив кончается, едва успев начаться. Но сожалеть об этом не стоит. Во-первых, идя на фильм с Томом Крузом, вы вряд ли ожидаете, что герой большую часть действия будет шевелить мозгами. А во-вторых, в «Джеке Ричере» такой колоритный злодей, что придерживать его до финала просто неприлично.

Заправила преступного мира обозначен в титрах как The Zec и презрительно называет американские тюрьмы курортами. Зек прошел через сибирские лагеря, где отгрыз себе пальцы – на одной руке, чтобы избежать гангрены, на другой, чтобы не работать. Этого страшного человека играет великий немецкий режиссер Вернер Херцог. Публика мультиплексов, конечно, не обязана знать, с какой одержимостью он снимал в джунглях Амазонии «Фицкарральдо» и какими жертвами это сопровождалось. Но те, кто знает, историю про пальцы, несомненно, оценят.

Все справедливо: в противники Джеку Ричеру не годятся продажные копы и прочая шпана, тут нужен ходячий гротеск, ужас, летящий на крыльях ночи. От такого особенно приятно спасти блондинку. И даже целовать ее потом не обязательно.