Фильм-катастрофа "Метро": Российское кино прорвало

В «Метро» продюсерской компании Игоря Толстунова впечатляет не то, что это первый за 25 лет отечественный фильм-катастрофа, а то, что он не напоминает стихийное бедствие на кинопроизводстве
Вагоны в «Метро» настоящие/ НАШЕ КИНО

Во-первых, постановочной команде во главе с режиссером Антоном Мегердичевым делает честь умение работать с водой, самой сложной стихией в фильмах-катастрофах. Во-вторых, в сценарии Дениса Курышева и Виктории Евсеевой по роману Дмитрия Сафонова «Метро» царит почти образцовый жанровый порядок. Это, конечно, схема, но схема рабочая.

Жертв сюжетной логики всего двое – врач команды спасателей и раненый, с которым его оставляют в аварийном тоннеле товарищи, обещая обязательно вернуться. Законы жанра требуют, чтобы участь любого включенного в действие персонажа, будь то гибель или спасение, не оставалась неизвестной, но про этих двоих сценаристы и режиссер в финальной суматохе попросту забывают: то ли за ними пришли, то ли их замуровали в тоннеле, зритель может только гадать. Если, конечно, тоже про них не забудет. В конце концов, это не главные герои, не ребенок и даже не собачка, так что судьба их не настолько волнительна. Хотя, если вдуматься, она интересней всего: спасатель и раненый заперты в сюжете, как в тоннеле без выхода, их недосочиненные образы должны мучить сценаристов по ночам, пока те не придумают вторую серию.

Но вообще-то все участники этого проекта могут спать спокойно. Они сделали первый со времен бекмамбетовских «Дозоров» массовый российский кинопродукт, который можно выставлять на рынок без стыдливых скидок на специфику местного производства. Поэтому сегодня «Метро» лучше воспеть, чем придираться к нему по мелочам. В фильме Мегердичева видна не только забота о соблюдении жанровых канонов. Тут есть и наконец-то пойманная в объектив современная московская фактура (с которой в нашем массовом кино настоящая катастрофа), и удачно выбранная мера условности, и деликатная работа с мифологией, и даже кое-какой социальный конфликт. Именно так и должен выглядеть национальный блокбастер, сделанный по международным стандартам, но нацеленный преимущественно на местный рынок.

Авария удачно размещена на стыке мифа и реальных городских проблем. С одной стороны, авторы фильма рассказывают про тайное, законсервированное метро-2, станции которого высвечиваются лишь огнями встречного поезда на некоторых отрезках кольцевой линии. С другой стороны, напоминают о бессовестной точечной застройке центра Москвы, значительно увеличившей нагрузку на почву.

А вот и застройщик – холеный молодой бизнесмен Константинов (Анатолий Белый), немного картонный со своими плоскими шутками, показным цинизмом, черным «мерседесом» и комической фиксацией на «тендере», но в целом вполне функциональный персонаж, способный двигать сюжет.

Живинка и человечинка отданы другому герою – усталому врачу Гарину. Для Сергея Пускепалиса роль как домашние тапочки: в «Простых вещах» Алексея Попогребского он играл практически тот же типаж. Разве что личные обстоятельства изменились: от усталости Гарину не до жены, поэтому жена (Светлана Ходченкова) изменяет ему с Константиновым. «А почему мама ночевать не пришла?» – спрашивает дочка Ксюша (Анфиса Вистингаузен). Ладно, Ксюша, пора в школу.

Свести в катастрофе двух людей, у которых есть причины друг друга ненавидеть, – стандартный жанровый ход, но сделать их мужем и любовником уже не вполне типовой вариант. Пусть, пока они барахтаются в залитом водой тоннеле, изменщица Ирина не только поволнуется за мужа и дочку, но и помучается вопросами морального свойства, это будет больше по-русски, чем по-голливудски.

Остальная компания, за которую предлагается переживать, представляет точечный социальный срез московской подземки. Тучный курьер (Станислав Дужников) с документами и бутербродами. Пьющая бывшая спортсменка (Елена Панова) – не вполне бомж, но уже где-то рядом. И пара студентов (Екатерина Шпица и Алексей Бардуков), у которых в экстремальной ситуации завязывается роман (с непременной шуткой «я в метро не знакомлюсь»).

Метро вообще показано как место, где возможны любые социальные пересечения, это практически пространственное воплощение судьбы, которая может свести здесь даже тех, кто на метро не ездит. Главные участники конфликта – Константинов и Гарин с Ксюшей – попадают в подземку из-за транспортного коллапса и парковочного безобразия. У одних машину заперли во дворе, другой застрял в пробке, а тендер не ждет. От метро не уйдешь, все там будем – в Москве эта идея актуальна, как ни в какой другой столице мира. Для фильма-катастрофы идеальней места не найти.

Дальше – вопрос технологий и соблюдения жанровых правил. Любая ситуация спасения должна быть оттянута до последней секунды, отчаяние и надежда тоже чередуются точно по хронометру, кто-то из персонажей более уязвим, кем-то надо пожертвовать, у кого-то обнаружатся неожиданные навыки. Из общемировых ценностей добавим собачку, из местных нюансов – факт, что сотовая связь в Москве дрянь.

Хотя это, конечно, немного параллельная Москва с фантазийной топонимикой. События фильма разворачиваются в тоннеле рядом со станцией метро «Садовая», расположенной на месте «Парка культуры», а выбраться из этого тоннеля можно в районе Новодевичьего монастыря. В общем, будете проезжать по кольцу между «Парком культуры» и «Октябрьской», вглядитесь в темные окна. Может, там, под Москвой-рекой, и правда законсервированная станция. А на ней те двое, про которых сценаристы забыли, сидят и считают проходящие поезда.

В прокате с 21 февраля