Пятый международный фестиваль Кара Караева в Баку стал событием мирового уровня

Пятый международный фестиваль Кара Караева в Баку стал событием мирового уровня: современная музыка прозвучала в исполнении ведущих европейских артистов
В пьесе Караева-младшего не обошлось без похорон/ Eko Safari

Портрет классика азербайджанской музыки висел над сценой, строго взирая сверху вниз на музыкантов оркестра. Кара Караев словно прикидывал: достойны ли? Оркестранты, ведомые бессменным шефом Рауфом Абдуллаевым, между тем старательно исполняли Девятую симфонию Шостаковича, Quasi uno concerto самого Караева и Триптих Хайяма Мирза-заде. Так на открытии фестиваля, прошедшем в роскошном Овальном зале Филармонии, была заявлена метаидея программы: диалог поколений, связь времен, преемственность традиций композиторской школы.

Первые три фестиваля Кара Караева прошли в Баку на рубеже 80–90-х годов. Потом наступил вынужденный перерыв в двадцать один год: страна распадалась, массовые волнения и карабахский конфликт вмешались в ход истории. Фестиваль Караева возродился лишь в прошлом году при деятельной поддержке министерства и нового министра культуры Азербайджана Абульфаза Караева. Фестиваль инспирирован и организован сыном Кара Караева – композитором Фараджем Караевым. Пятый фестиваль оказался шедевром программирования: Караев-младший, сам состоявшийся композитор, личность творческая и продвинутая, составил такую программу, что не придерешься: ни одного проходного или необязательного концерта.

Круг избранных авторов подобран прицельно точно, все они, что называется, в тренде: Сальваторе Шаррино, Михаэль Жаррелл, Филипп Манури, Луи Андриссен, Джон Адамс, сочинения которых исполняли французский ансамбль Accroce Note и маститый Аско/Шёнберг-ансамбль из Голландии – частые гости на авторитетных фестивалях, включая Зальцбургский и Люцернский.

Происходившее в Баку и было достойно Зальбурга и Люцерна: к примеру, Аско/Шёнберг-ансамбль ювелирно исполнял Introduziono all'ascuro Шаррино – много тишины и хрупких, тающих созвучий. Сдвоенные удары «сердечной» пульсации, мгновенно затухающие импульсы и трепетанье скрипок переключали сознание в созерцательный режим: сплошной дзен. Во втором отделении сыграли «Серебро» Андриссена, с проблесками флейты, и драйвовый, исполненный бодрой энергии опус Джона Адамса «Сын камерной симфонии».

Второй концерт Шёнберг-ансамбля был полностью посвящен музыке Фараджа Караева. Его искусные аранжировки Девятой фортепианной сонаты Скрябина и «Облаков» Дебюсси порадовали оттеночными тембральными нюансами и изощренностью ансамблевого письма. В заключение сыграли пьесу-перформанс Ist es genug? («Этого достаточно?»), составленную из фрагментов прежних пьес автора. В финале скорбная процессия взвалила на плечи контрабас, спустилась в зал и обошла кругом фойе: эдакие пародийные, невсамделишные похороны автора, уставшего сочинять музыку.

Героем фестиваля стал Рауф Абдуллаев; исполнение Симфонии Лучано Берио для восьми голосов и оркестра на закрытии фестиваля стало подлинным триумфом. Обрывки из Малера, Равеля, клочки Бетховена, Дебюсси и Шёнберга возникали и исчезали среди белого шума эфира – будто кто-то крутил ручку лампового радиоприемника, прыгая с волны на волну.

Музыка второй половины ХХ века и новая звучит в Баку нечасто, тем более так концентрированно и качественно исполненная. Фестиваль же Кара Караева сделал бы честь и любому европейскому городу.

Баку