Что такое «яйцо Сокола»

В усеченном овоиде на Ленинградке решили разместить центр управления тремя тоннелями
М. Стулов/ Ведомости

Зеркальное «яйцо Сокола» – здание в форме усеченного овоида возле Алабяно-Балтийского тоннеля – будет достроено в 2013 году, обещают в инфоцентре Северо-Западной хорды. За пять лет строительства менялись не только сроки сдачи объекта, но и его предназначение. О новых планах «Пятница» узнала от проектировщиков: они провели корреспондента по всем шести этажам практически достроенного здания и показали, что где заработает если не в конце 2013-го, то в начале 2014 года.

Теперь о трамвайном трансбордере речи нет: новые пути будут просто огибать строение

– Только не называйте его яйцом, – обижается сотрудник штаба строительства, куда мы зашли за касками. – Это ЦДП. Центральный диспетчерский пункт.

А ведь «яйцом Сокола» его называли еще авторы проекта Николай Шумаков и Наталья Шурыгина из «Метрогипротранса» в 2008 году. Они считали, что проектируют трамвайный трансбордер – компактный разворотный круг на месте разобранного большого. А убрать его под крышу решили для шумоизоляции.

Теперь о трансбордере речи нет: новые трамвайные пути, которые строители прокладывают прямо к «яйцу», будут просто огибать строение. Помещение займет центр управления жизнедеятельностью трех ближайших автомобильных тоннелей: уже работающих Волоколамского и Ленинградского и строящегося Алабяно-Балтийского.

– Центральный вход не открывается, – докладывает охранник нашим сопровождающим, людям в черном с надписью «Авторский надзор» на спине, подводит нас к прямоугольной дыре в стене и отодвигает ржавую решетку.

Пройдя внутрь, мы сразу поднимаемся на второй этаж и оказываемся на большом балконе. Вид с него открывается на темный первый этаж.

– Свет можно включить? Нель­зя? – интересуется у охранников начальник отдела внутренних инженерных сетей «Космос Стройпроект» Сергей Комаров и начинает рассказ в полутьме с фонариком: – Напротив балкона – фальшстена. На ее месте будет огромный экран в два этажа.

– Пять мониторов в высоту, десять в длину, – уточняет юноша в очках – руководитель службы развития и внедрения проектов компании «НефтеГазОптимизация» Антон Сухоченков.

– Диспетчеры будут сидеть на балконе и наблюдать за мнемо­схемами тоннелей на экране, – продолжает Комаров.

– Мнемосхема – это условное изображение тоннелей и автомобильных дорог с отображением всех инженерных систем и сигналов, – поясняет Сухоченков. – В случае возникновения проблемы соответствующий указатель меняет цвет, а система предлагает пути решения проблемы.

Комаров рассказывает, что на нижнюю треть экрана будут выводиться изображения с видео­камер в тоннелях. Камер будет почти 200, поэтому увидеть три тоннеля целиком на экране будет невозможно. Но в случае ДТП или другой чрезвычайной ситуации автоматизированная система управления дорожным движением будет выводить нужную картинку.

– На первом этаже будут сидеть сотрудник ГИБДД, операторы, следящие за системами вентиляции, освещения, пожаротушения, – рассказывает Комаров по пути в нижнюю часть зала. – Там же будет отдельное помещение со звукоизолирующей прозрачной стеной – для временного штаба МЧС.

Третий этаж уже разделен на комнаты – будущие серверные и щитовые. Огромные, как в советских НИИ, компьютеры будут обрабатывать там поступающую из тоннелей информацию и выводить нужную на 2-этажный экран.

– В каждой серверной, закрытой огнеупорной дверью, будет свой режим вентиляции и кондиционирования, – описывает светлое будущее в сером пространстве Сухоченков. – Здесь не будет людей, только машины.

Чем выше мы поднимаемся, тем становится светлее. Четвертый этаж предназначен для рабочих, обслуживающих тоннели, поэтому здесь будут туалеты, душевые и кухня. Тут мы впервые видим следы человеческого присутствия: на стенах нарисованы голые женщины.

Пятый этаж – для инженеров и руководителей. Строители нарисовали здесь зайцев, волков и красивые автомобили.

– Шестой этаж мы называем зимним садом, – поднявшись на самый верхний и при этом самый низкий купольный этаж, Комаров просовывает голову в незастекленный проем.

Полюбовавшись на огромную автомобильную развязку, Комаров объясняет, что этот этаж технический – для обслуживания здания. Здесь будет тепло и много света, как в теплице, – можно выращивать овощи.

– Может, стоит подсказать начальникам с пятого этажа?

– Пусть эксплуатанты сами решают, как использовать помещение, – отвечает Комаров и предлагает спуститься на землю.