Воробьевы горы стали частью Парка Горького

Местные жители опасаются, что природный заказник будет уничтожен
РИА Новости

"Он [врио руководителя Департамента природопользования Антон Кульбачевский] уверил, что в работе заказника ничего не изменится, охрана природы останется на том же уровне, но никаких доказательств не предоставил"

Впервые московский парк культуры и отдыха получил в пользование целый природный заказник. Согласно постановлению правительства Москвы от 1 июля, парку Горького отошли Воробьевы горы, партерная часть МГУ и территория Дворца пионеров. На содержание, благоустройство и природоохранные мероприятия город дает 500 млн рублей.

Эта новость всполошила местных жителей, которые не один десяток лет воюют с разнообразными застройщиками, претендующими на зеленые участки в районе. Взбудоражила она и родительский комитет Дворца пионеров, который появился в 2011 году как раз ради сохранения образовательного учреждения.

Собирать подписи против передачи Воробьевых гор парку Горького активисты Раменок начали еще в июне (на момент сдачи номера под петицией на change.org подписались чуть больше 1400 человек). 10 июля люди вышли на смотровую площадку митинговать с плакатами «Индустрия развлечений вместо памятника природы?» и «Кислород дают деревья, а не брусчатки и бордюр».

«Мы возмущены очевидными попытками уничтожить уникальный природный объект, - говорит активистка из Раменок Лиза Кривцова. - То, как дирекция парка Горького использует территорию Нескучного сада: стелет рулонные газоны, вешает на деревья освещение и роет траншеи для коммуникаций в полуметре от стволов, - показывает полное пренебрежение задачами охраны естественного ландшафта и зеленых насаждений». Главное, чего не понимают жители, - зачем передавать территорию парку культуры и отдыха, если здесь не планируется ничего, с чем не мог бы справиться Департамент природопользования: охрана, благоустройство существующих дорожек и установка вдоль них скамеек, беседок и освещения. Более того, инспектор Российской зеленой лиги Наталья Белова считает, что только специалисты могут благоустроить природоохранную зону не в ущерб экосистеме: «Парки культуры и отдыха ориентированы на удобство посетителей, а здесь по закону приоритет должен отдаваться обитателям природного комплекса».

Муниципальный депутат Гагаринского района Елена Русакова рассказывает, что вся эта история с Воробьевыми горами началась еще год назад - с проекта планировки территории. «Документ не прошел только из-за массовых протестов жителей, - говорит она. - Тогда была сформирована рабочая группа с участием экспертов, депутатов и жителей, в которую я тоже вошла. Мы посмотрели документы - а в проекте подведение мощных коммуникаций, разрешение застройки высотой до 30 метров, подземный паркинг под смотровой площадкой».

В июне рабочая группа вынесла свое решение: сделать всю территорию Воробьевых гор единой заповедной зоной. А через пару недель вышло взволновавшее всех постановление. «Складывается ощущение, что московское правительство решило действовать другим путем, - говорит Русакова. - Не получилось с проектом планировки - отдадим новому хозяину. Даже если Воробьевы горы сохраняют природоохранный статус, у парка Горького как юридического лица есть возможность проводить закрытые тендеры без публичного контроля. Могут расставить под деревьями диваны, палатки, банкоматы, и мы узнаем об этом постфактум. Засохнут деревья, исчезнут редкие виды растений - мы не сможем это предотвратить».

Сейчас жители находятся в диалоге с чиновниками и пока могут повлиять на ситуацию. После митинга и.о. руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский пригласил активистов на встречу. «Он уверил, что в работе заказника ничего не изменится, охрана природы останется на том же уровне, - рассказывает Русакова, - но никаких документов и доказательств не предоставил».

А передачу территории Дворца пионеров парку культуры и отдыха чиновники и вовсе назвали ошибкой буквально на следующий день после митинга. И.о. министра правительства Москвы, руководителя Департамента культуры Сергей Капков сообщил «Пятнице»:

- У этой территории уже есть хозяин, который несет за нее ответственность. Это руководитель Дворца пионеров. На Воробьевых горах до сих пор хозяина не было. Теперь за чистоту и безопасность здесь будет отвечать директор парка Горького Ольга Захарова - так же как в Нескучном саду, памятнике садово-паркового искусства, который, кстати сказать, полностью отреставрирован.

- А почему такой выбор? Потому что хорошо справляется с благоустройством и охраной?

- Потому что хорошо справляется. И потому, что территория заказника граничит с парком Горького и Воробьевской набережной, которая уже год находится тоже в ведении парка Горького. С заказником ничего не случится. Верьте мне!

Места не хватает

История с Воробьевыми горами органично вписывается в тему развития общественных пространств, которую продвигает правительство Москвы. Если недавно эта тема была ограничена территорией парков культуры и отдыха, то сегодня под развитием общественных пространств чиновники могут подразумевать довольно неожиданные проекты. Например, реконструкцию вылетных магистралей.

«Мы приняли решение, что помимо стандартных работ по реконструкции магистралей необходимо провести точечные мероприятия по улучшению общественного пространства, - сообщил врио мэра Москвы Сергей Собянин, открывая заседание Совета по развитию общественных пространств при мэре Москвы 16 июля. - Это достаточно серьезная работа, которая касается благоустройства и пешеходных улиц, и зеленых насаждений, и освещения, и фасадов и так далее».

Большинство протестов против этих трасс в Москве вызвано как раз ликвидацией общественного пространства: расширение дорог происходит за счет тротуаров, газонов и скверов. Суть же новых проектов благоустройства сводится, кажется, к тому, чтобы вернуть жителям хотя бы отчасти то, чего они лишились. По крайней мере в докладе партнера британского проектного бюро Gillespies Брайана Эванса по Южной рокаде (от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта) речь шла именно о расширении пешеходных зон и газонов, посадке деревьев. Ну и еще о подсветке фасадов. Чиновники, архитекторы и урбанисты, входящие в состав Совета по развитию общественных пространств при мэре Москвы, внимательно выслушали докладчика. А Сергей Собянин поблагодарил его.

О развитии общественных пространств говорил и и.о. руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский (он тоже входит в этот совет), когда я спросила его о Воробьевых горах:

- Город выделяет деньги для организации общественного пространства на территории парка Горького, Нескучного сада, набережной и Воробьевых гор. Но очень сложно создать что-то общее при большом числе исполнителей. На мой взгляд, правильно передали Воробьевы горы бюджетному учреждению Москвы «Парк Горького», если он отвечает за организацию общественного пространства.

- А вам как руководителю Департамента природопользования не кажется, что лучше бы за природоохранную зону отвечали вы?

- С точки зрения общественного пространства мы пляшем все-таки не от особо охраняемой природной территории (ООПТ), а от парка Горького.

- А вы не должны плясать от ООПТ?

- Нет.

- Почему?

- Заказник никуда не денется, природоохранная зона осталась прежней, наши полномочия остались прежние. Кроме того, ничего принципиально нового парк Горького создавать здесь не будет. Заказник состоит из оползневого склона, покрытого обильной растительностью. Туда люди не ходят не потому, что нет дорожек, а потому, что находиться на крутом склоне довольно опасно. К тому же на данной территории на сегодняшний день много сторонних пользователей, то есть назвать всю территорию Воробьевых гор неким заповедным участком нельзя.

Кульбачевский рассказал, что в 2011-2012 годах паркам культуры, находящимся по соседству с ООПТ (Сокольникам, Филям, Северному Тушину, Измайловскому парку) уже передавались земельные участки природоохранных территорий - опыт оказался положительным. Теперь решили отдать всю ООПТ:

- Воробьевы горы - такой исключительный проект.

- Объясните, пожалуйста, в чем отличие, например, от Измайловского парка.

- Измайловский - классический лесопарк, у него громадные площади. По рекреационной нагрузке у парка культуры там хватает площадей. Основной поток посетителей задерживается в парке отдыха, и лишь небольшой процент идет дальше - в природоохранную зону, где есть только тропиночная сеть с лавочками и беседками.

- Так говорится, что на Воробьевых горах то же самое будет.

- Говорится, что да.

- Получается, что людям не хватает места в парке Горького, и им нужно выходить на Воробьевы горы?

- Получается, что так. Сейчас количество посетителей увеличилось в несколько раз. Люди в любом случае идут в ООПТ.

- Вам природу не жалко?

- Я же не могу 20-метровым забором обнести территории. Наш департамент будет следить за тем, чтобы природоохранное законодательство соблюдалось.