Александр Вершинин: Любимые зомби

Почему возрождают забытые автобренды

Удержаться от соблазна повторного использования уже ушедших в историю громких имен не могут и люксовые производители

На этой неделе в Швеции в очередной раз открылись продажи искренне любимого в России бренда - на конвейере, простоявшем без дела более двух лет, вновь собирают машины марки Saab. Конечно, новым рождением марки это событие назвать нельзя: на работу в шведском Трольхеттане вышел лишь каждый шестой специалист, а собирать они будут ограниченные партии седана Saab 9-3 для китайского рынка. Поддержать отечественного производителя предлагается и гражданам Швеции: явиться за покупкой нужно прямо на завод, не забыв прихватить минимум 32 тысячи евро. Много ли в стране истинных патриотов, через пару месяцев покажет статистика продаж, но прогноз скорее пессимистичен. Во-первых, за немалые деньги предлагается машина десятилетней давности, претерпевшая только косметические изменения. А во-вторых, назло патриотам марка уже не шведская - основным бенефициаром нынешнего владельца Saab со звучным именем National Electric Vehicle Sweden является базирующаяся в Гонконге китайская энергетическая компания. Так зачем было воскрешать Saab?

Судя по всему, такова новая маркетинговая тенденция. Успех отдельных моделей, извлеченных из небытия, например, Mini Cooper или Fiat 500, заставляет автомобильных стратегов мыслить еще глобальнее - целыми брендами. Не поэтому ли Nissan, успешно похоронивший в 1986 году свой знаменитый бренд Datsun, торжественно вернул его к жизни минувшим летом? Машины Datsun планируется продавать всего на нескольких рынках: в Индонезии, Индии и, о чудо, в России. Впрочем, всем, кто, услышав эту новость, вспомнил о легендарном спорткупе Datsun 240Z и потянулся за кошельком, не стоит беспокоиться. Первая бюджетная модель возрожденной компании построена на платформе Lada Kalina, вторая - сугубо утилитарный семиместный минивэн, сверхпопулярный вид транспорта в перенаселенной Юго-Восточной Азии. А значит, на появление крошечных кабриолетов или мускулистых заднеприводных купе под маркой Datsun рассчитывать не приходится.

Примечательно, что удержаться от соблазна повторного использования уже ушедших в историю громких имен не могут и люксовые производители. Самую отчаянную попытку прокатиться на собственном прошлом в 2009 году предпринял Aston Martin. Вместо всеми ожидаемого роскошного лимузина под люксовой маркой Lagonda был представлен огромный четырехместный внедорожник, который маркетологи компании назвали «люксовым транспортом будущего». Реакция публики и прессы на концепт Lagonda оказалась настолько негативной, что проект отправился на тотальное переосмысление, где пребывает и по сей день.

Учитывая печальный опыт коллег по рынку, управленцы Mercedes-Benz действуют не в пример осмотрительнее. Не прошло и года с момента вторичного закрытия бренда Maybach, как в прессе появились слухи о его третьем возрождении - на этот раз в качестве линейки топовых версий лимузинов S-класса. Станут ли ностальгирующие миллиардеры покупать под вывеской Maybach пусть и необычный, но S-класс? В поисках ответа в Штутгарте следят за реакцией на эту новость, предусмотрительно не опровергая и не подтверждая ее. Осторожность немцев легко понять. Не слишком удачные попытки воскрешения британских MG и TVR, мучительное существование Alfa Romeo, переживающей четвертый подряд план спасения, и сомнительное будущее Saab недвусмысленно намекают, что в мире уже достаточно легендарных брендов и возвращать к жизни старые особого смысла нет.