Наталья Паласьос: Картина с маслом

Зачем повара берутся за кисти и краски

Гастрономия испокон веков находила отражение в искусстве. Но никогда еще повара сами не брались за кисти и краски

Глаз цепляется за абсолютно белую скульптуру из фаянса, напоминающую треснувшее кофейное зерно. Так видит закисшее молоко французский шеф Мишель Труагро. Чуть дальше фотография лунного пейзажа, к которому прилагается апокалиптический звук в наушниках. Так при помощи обычной меренги воспроизвел землетрясение чилийский шеф Родольфо Гусман - сфотографировал пирожное макрообъективом и записал звук, с которым его едят. Или вот еще эскиз от шведского шефа Магнуса Нильсона - углем из печи, в которой Магнус готовит, он рисует родной северный пейзаж. Причем уголь лежит тут же, рядом. Эти и другие работы (видеоинсталляции, эскизы, муляжи, коллажи) от двадцати звезд мировой гастрономии, среди которых Ален Пассар, Давид Скабин, Рене Редзепи, Даниэль Паттерсон, Андони Адурис, Массимо Боттура, Ферран Адриа, можно увидеть на выставке в историческом зале парижского Дворца изящных искусств, стены которого когда-то украшали работы Мане и Делакруа. Выставка Cookbook задает общественности вопрос в лоб: является ли кухня искусством?

Сама по себе гастрономия испокон веков находила отражение в искусстве, будь то монументальные полотна с мифологическими пирами, библейские сюжеты или выразительные фламандские натюрморты. Но никогда еще повара сами не брались за кисти и краски. Куратор экспозиции и директор Высшей школы изящных искусств Николя Буррио темой выставки выбрал цитату Жан-Люка Годара: «Культура - это правило, а искусство - исключение из него», подчеркнув тем самым силу художественных средств и свободу самовыражения некоторых шеф-поваров. Экспозиция подкреплена также текстом известного французского этнографа Клод-Леви Стросса «Кулинарный треугольник», в котором автор доказывает, что регистры сырого, вареного и запеченного являются эстетическими категориями. Что ж, вопрос признания «кулинарного творчества» как отдельного жанра также не нов.

В 2007 году одна из самых знаменитых выставок современного искусства Documenta в немецком городе Кассель среди прочих участников пригласила каталонского шефа Феррана Адриа. А в 2008-м творческая резиденция Villa Medici в Риме, основанная еще Людовиком XIV и призванная предоставлять временное убежище талантливым художникам, музыкантам, писателям, кинорежиссерам, приняла в свои стены годового резидента по тематике «Кулинарное творчество». Эммануэль Жиру в течение года изучал исторические труды, анализировал, экспериментировал, чтобы воспроизвести знаменитый ужин Трималхиона, описанный Петронием в «Сатириконе». Прошедшим летом в бельгийском Генте итальянский фуд-подвижник Андреа Петрини устроил кулинарный хеппенинг Gelinaz: в течение всей ночи там подавали еду от 23 шефов - это была часть арт-перформанса, включающего видеоинсталляции, музыку и выступления балетной труппы, а порой даже появление обнаженных девушек.

Возможно, поэтому зрители не оценили вкус блюд - в сценарии они отошли на второй план. Да и присутствие Феррана Адриа в Касселе выражалось в розыгрыше билета на ужин в легендарный ресторан EL Bulli. И, положа руку на сердце, блюдо из спаржи Алена Пассара намного более выразительно на тарелке в его ресторане, чем в виде коллажа на музейной стене. Искусство призвано вызывать эмоцию, а чрезмерная интеллектуализация этого процесса соли и пряностей в похлебку не добавляет.

Автор - главный редактор сайта www.tabletalks.ru