Эдуард Дорожкин: Опасное ускорение

Как онлайн-шопинг убивает высокие понятия

Процесс дегероизации высоких понятий, девальвация когда-то очень во­одушевлявших предметов и затей очевидны во всей сфере потребления

Люди, которые знают об этом предмете значительно больше, чем я, утверждают, что «нынешняя молодежь», представьте себе, «почти не интересуется сексом». Здесь, конечно, есть спасительное «почти»: если сравнивать с загулами семидесятых-восьмидесятых, когда девушки и вино выполняли важную гражданскую функцию, сублимирующую, любой Содом и Гоморра покажется елкой в Государственном Кремлевском дворце. Но я вполне допускаю мысль, что таки да, подустало общество, разленилось: не дождешься нечаянного поцелуя, не получишь, хоть вообще не закрывай электронный почтовый ящик, «Я к вам пишу - чего же боле?». Собственно, процесс дегероизации высоких понятий, девальвация когда-то очень воодушевлявших предметов и затей очевидны во всей сфере потребления.

Вот и большой любитель высшего мужского разряда Сандуновских бань, видный знаток и критик современных нравов, французский писатель Фредерик Бегбедер с галльским шармом скорбит на могилке печатных, «живых» книг. Но книга погибла не одна - в могилу с ней, похоже, уходят весьма достойные занятия. Это такой второй акт балета «Жизель» - столько достойных людей одновременно на кладбище!

Дорогу туда мы проторили себе сами. Разве не радовались мы, когда появилось то, что называется противным (как все, впрочем, в интернете) словом «онлайн-шопинг»? Вот оно, облегчение! Но одно дело - заказать «за один клик» сковородку, этот прогресс кажется вполне естественным. Настоящий переворот произошел, когда в виртуальном мире стало возможно обрести вполне реальную, скажем, Chanel. Тут выяснилась забавная подробность. Великие дома моды всегда тщательно культивировали феномен бутика, собственно Дома, вокруг которого выстраивали остальную мифологию, - и вдруг этот центральный камень в фундаменте оказался никому, ну или почти никому, не нужен. Ну и что, что рю Камбон? Сумка-то одна и та же, что на рю Камбон, что на экране мини-айпэда. Так вещи зажили своей, не связанной с волей их создателя жизнью, вырвались из плена легендарики авеню Монтень и Фобур-Сент-Оноре. Жирную точку в той, допотопной истории потребления товаров и услуг класса люкс поставило закрытие парижского Ritz'а, а за ним и уничтожение одной из самых модных во всех смыслах этого слова гостиниц мира - Plaza Athenee. А ведь еще жив швейцар, каждое утро открывавший дверь в комнату для завтраков перед Марлен Дитрих, жившей в доме напротив! Время опасно ускорилось.

Пересмотру подверглось и понятие подарка. Интересно, много ли среди нас таких, кто устоял от соблазна заменить хлопотный, соглашусь, но оттого и приятный, оттого и важный процесс подыскивания подарка на банальный «подарочный сертификат» - еще одно грандиозное изобретение маркетологов, принявшее характер чумной эпидемии. Опять ломать голову, что купить? Зачем? Ведь есть сертификат. Мне-то кажется, что менее лицемерно было бы дарить просто деньги. Думаю, что вскоре так и будет: человечество уверенно движется к глобальной монетизации.

Вокруг новых мифов - как в свое время вокруг мифа о бутике-Доме - тоже возникает жизнь. Это неизбежность развития, если понимать развитие в философском смысле - как всякое движение относительно точки покоя: налево, направо, вверх, вниз, вперед, назад. Вот и интернет-магазин asos.com по случаю распродажи приглашает на вечеринку с диджеями. Выходить из дома, конечно же, не требуется - это было бы слишком решительное предложение: веселье будет происходить онлайн. Получается такой привычный conference call, только с миксами. Устроителям не откажешь в таланте: вечеринку они назвали «домашней».

Таков расклад сил, и я не удивлюсь, если в словах моих знакомых о молодежи есть здравое зерно. Думаю, положение может исправить только, подчеркиваю, только выпуск соответствующих сертификатов.