Сергей Медведев: Квадроцикл - символ потребительского отношения к природе

С первыми признаками весны, когда сходит снег, пробуждаются птицы и на полянах появляются крокусы и заячья капуста, наши леса и поля оглашаются треском моторов: то открывают летний сезон квадроциклы. Они, конечно, ездили и зимой, но в холодное время года все-таки основным средством моторизованного отдыха граждан является снегоход.

Там, где раньше человек шел пешком или ехал на велосипеде, уставал и делал привал, теперь можно проехать с ветерком, показав свою силу и превосходство

Сам по себе квадроцикл прекрасен: легкий, простой и управляемый вездеход, с которым справится и ребенок. Он нужен оленеводам, лесорубам, геологам, нефтяникам и всем жителям бескрайних российских просторов, как тот автовладелец из Хабаровского края, который на прямой линии с Владимиром Путиным пожаловался, что у него есть машина, но нет дороги. Но в Подмосковье, где природа с трудом ютится между коттеджными поселками, складами и магистралями, квадроциклы являются лишь капризом состоятельных горожан. По мере роста благосостояния ритуалы офф-роуда, ранее ограниченные кругом джиперов-энтузиастов, залезавших в далекие непролазные топи, стали теперь доступны широким народным массам, которые бросились осваивать окрестные пейзажи.

Выйдя этой весной на берег реки у себя на даче возле Звенигорода, я его не узнал. Полевую дорогу, где раньше гуляли дачники, возили детские коляски, катались на велосипедах, за несколько весенних дней квадроциклы превратили в две глубокие чавкающие колеи, где теперь ни пройти, ни проехать. Они же сломали мостки над оврагом, раскатали и обрушили его глинистые берега. Квадроциклы месят болота с флорой из Красной книги, оставляя в воде потеки масла, разбивают вспаханные поля и губят посевы, забираясь в чащу, они распугивают лежки зверей и гнездовья птиц. Иногда они зажигают сухую траву, когда она попадает на раскаленный кожух глушителя. Отдельная тема - квадроциклы зимой, разбивающие лыжные трассы, которые ночами готовят энтузиасты на стареньких «Буранах». Форумы полны историй про войны лыжников с квадроциклами, про рвы и завалы из деревьев, преграждающие им путь на трассу, про разборки и драки.

Квадроцикл - это не просто вездеход, это образ мысли и стиль жизни. Там, где раньше человек шел пешком или на лыжах, ехал на велосипеде, преодолевал препятствия, уставал, делал привал, теперь можно проехать с комфортом и с ветерком, показав свою силу и превосходство. Реклама квадроциклов подчеркивает мужественность и брутальность, наездники часто изображены в камуфляже. Но даже когда за руль квадроцикла садятся дети, они получают урок презрительного и потребительского отношения к природе, которая безропотно ложится под их колеса.

Ради сохранения природы использование квадроциклов следует ограничить. Специалисты природоохраны предлагают дополнить статью Лесного кодекса пояснением, что «право свободного и бесплатного пребывания в лесах» не включает использование автомобилей высокой проходимости, квадроциклов и мотоциклов вне дорог общего пользования. А на особо охраняемые природные территории и в леса всех категорий защиты въезд им вообще должен быть запрещен.

Даже если эти нормы будут приняты, остается вопрос, кто будет за этим следить. Когда в России разрушена лесная служба, существовавшая до того три века, а лесник стал мифической фигурой из фильмов Рогожкина, когда в наших умах возобладал ресурсный подход к окружающей среде, леса и поля превратились в бесхозную землю, где можно палить траву, бросать мусор и гонять на вездеходах, ведя себя как захватчики на чужой территории.

Автор - профессор Высшей школы экономики