В «Манеже» проходит выставка достижений музейного хозяйства

Что показывают на фестивале «Интермузей-2014»
Сергей Савостьянов/ ИТАР-ТАСС

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылся фестиваль, посвященный достижениям российских музеев в цифровую эпоху. Вход свободный, однако охрана требует, чтобы каждый посетитель пошел на кассу и взял бесплатный билет. Очевидно, организаторы решили, что сразу перенести гостей в мир модных технических достижений будет слишком жестоко: сперва надо дать им вволю насладиться достижениями старыми.

«Люди реально плачут от умиления, когда смотрят на макет. Бросаются на сотрудников: «Девчонки, я не знал, что у нас такая страна огромная!»

Все пространство Манежа разбито на секции, разделенные белыми перегородками. В каждой клетушке - телевизионная панель и сенсорный экран. Арт-директор «Интермузея» Андрей Воробьев объяснил мне, что по его замыслу панель и тачскрин символизируют как раз те самые цифровые технологии, которые должны проникнуть в каждый музей.

- У нас представлено 220 музеев со всей России, - продолжал Воробьев. - Все сгруппированы по регионам. В этом году у нас участие бесплатное, поэтому такое количество участников. Мы их, по правде говоря, в Манеж с трудом втиснули.

При входе в зал сверкал и переливался стенд Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки. Работник Юлия рассказала мне о цифровых достижениях: весной в Музее Глинки запустили новый проект: каждый может прийти в музей и под запись спеть гимн России. Композиция будет выслана желающим по электронной почте. «У нас уже пара сотен записей есть», - заметила Юлия.

Эрмитаж демонстрировал полную вовлеченность в технологии. На стенде стоял громоздкий сканер для графики, фотографий и тканей. С его помощью делают «охранные изображения»: большое разрешение позволяет воспроизводить мельчайшие детали, вроде штрихов на гравюрах. По ним сразу можно определить - оригинал это или копия. За три года в Эрмитаже оцифровали почти миллион изображений, это около 30% от общего фонда.

Я пошел дальше и постепенно углубился в регионы. Вскоре стало ясно, что большинство музеев понимают цифровые технологии одинаково: собственный сайт или 3D-тур по залам и экспонатам. Когда я спрашивал, что у них нового, кроме виртуальных туров, музейщики пожимали плечами, а одна девушка даже воинственно спросила: «А что вы, собственно, знаете о старом?»

И была права. На стенде Объединенного мемориального музея Юрия Гагарина запросто пили коньяк и ели бутерброды с сыром. Увидев меня, одна из сотрудниц отставила стаканчик и певуче спросила:

- Вы знаете, что Гагарин летел не по своей орбите?

- То есть? - растерялся я.

- Очень просто. Вот глобус, видите? Черная линия - это предполагаемая орбита, красная - та, по которой он летел. Погрешность - сто километров. Королев был в шоке! Масса нештатных ситуаций, тормозная могла не сработать...

- Погодите, - прервал я, - как вы-то об этом узнали?

- Да в 2011 году - как рассекретили, мы сразу стали делать виртуальный тур «Космическая орбита Гагарина». Посетители вот с такими глазами уходят!

Еще бы. Тем более у Музея Гагарина есть свой робот, похожий на пылесос с головой пингвина. Он стоял тут же, на стенде и изредка говорил: «Меня зовут Иван Иванович». Робот проводит экскурсии для детей.

Пермский краеведческий музей шагнул дальше всех, сделав мобильное приложение для смартфонов и планшетов «Открой пермский период!». Предполагалось, что это будет виртуальное странствие по древним морям палеозоя, но автор приложения, сознавая, до какой степени россиян интересует геология, сделал упор на развлекательный момент. Так, в приложении можно узнать происхождение выражения «пермяк - солены уши», а также рецепт коми-пермяцкого блюда «пироги с пистиками».

- Есть такие непривлекательные побеги хвощей, - пояснила работник музея, - зовутся пистики. Растение, кстати, тоже из пермского периода, ему 300 миллионов лет.

Я ходил между стендами часа три. Обойти двести двадцать музеев за раз - не шутка. В особенности мне запомнился стенд «Гранд-макет России». Сам макет площадью 800 квадратных метров находится в Петербурге. Но даже рекламный ролик завораживал: по рельсам мчались миниатюрные поезда, мигали семафоры, лесорубы валили деревья, крутилось в парке культуры колесо обозрения.

- У нас книга отзывов каждую неделю заканчивается, - призналась сотрудница музея Ольга Базыкина. - Люди реально плачут от умиления, когда смотрят на макет. Бросаются на сотрудников: «Девчонки, я не знал, что у нас такая страна огромная!» У нас и правда - целостный образ России.

И правда, судя по двум частям макета, который привезли из Петербурга в Москву, образ вполне целостный: пятиэтажки, мусорные баки, ржавые гаражи были воспроизведены с бесконечной любовью. Никакой цифровой эпохой там и не пахло, и от этого почему-то делалось спокойно.

Тем не менее гостей фестиваля волновали инновации. Я заметил, что больше всего народу скапливается возле интерактивных экспонатов. Двое детей с воплями дрались за право собрать виртуальный пазл на стенде Эрмитажа. Целая очередь стояла к огромной плазме Дарвиновского музея, куда проецировались посетители в окружении лемуров и львов. Посетители со смехом присаживались на корточки и делали вид, что чешут львиную гриву.

Но, конечно, главным зрителем в этот день был министр культуры Владимир Мединский, прибывший в Манеж, чтобы все подготовить к визиту премьер-министра Дмитрия Медведева. Окруженный свитой, Мединский бродил по залу с крайне хмурым выражением лица. Осмотрел музей «Ростовский кремль» и его вставших по стойке смирно сотрудников музея, бросил взгляд на трехмерное изображение шапки Мономаха. Прошел мимо совершенно пустого, с мертвым экраном стенда «Музеи Крыма и Севастополь» (резонно заметив, что «должно бы работать») и, наконец, поравнялся со мной.

- Отчего вы так грустны? - спросил я Мединского. - Посмотрите, сколько красоты кругом.

- Я не грустный, - печально улыбнувшись, объяснил министр культуры, - я сосредоточенный. И повторил дважды: «Сосредоточенный. Сосредоточенный».

До 9 июня, imuseum.ru.