Новая культура выходит за пределы Москвы

Красные коровы, театр в овраге и пионеры-ангелы: три примера того, как Россию развивают с помощью культуры
Илья Давыдов

Все, как обычно, началось с указа президента. Два года назад Владимир Путин подписал указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В первом же пункте говорилось о дальнейшем сохранении и развитии российской культуры. Несмотря на то что меры предлагались довольно сдержанные (вроде развития музейных сайтов), правительство объявило 2014-й годом культуры. Финансирование отрасли увеличилось в несколько раз, и творческая жизнь в регионах закипела. «Пятница» выбрала три примера того, как Россию пытаются развивать с помощью культуры.

Главное - ищите союзников, подбадривала историк и менеджер. Раньше их искали среди краеведов, теперь другое время - надо искать среди предпринимателей

Холопы и коровы

25 июня в музее-заповеднике «Царицыно» собрались победители конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел». Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко выделил гранты 122 проектам, нацеленным на развитие жизни в регионах при помощи культуры. Список проектов оказался эклектичным. Предлагалось, например, улучшить жизнь в Пушкинских горах, обучая мест­ных жителей игре на гуслях. Или осуществить постановку театрализованного шоу «Демидовский сплав» в районе Нижнего Тагила: горнозаводчик Демидов сплавляется по реке, общаясь с местным населением. «Демидов, - говорилось в описании проекта, - искренне интересуется проблемами сельчан. «Холопы» помогают пожилым людям, что-нибудь чинят по их просьбе, «да все с шутками и прибаутками». Вместе с тем были в списке и прорывные идеи: передвижной кукольный театр в Самарской области, летняя арт-резиденция под Воронежем, музеи под открытым небом, этнодеревни, возрождение старинных промыслов и многое другое.

Победителей «Культурной мозаики» рассадили за круглые столы в одном из залов Большого дворца. Как объяснила мне работник Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева, встреча носит образовательный характер, ведь многие прибывшие из дальних краев даже не представляют, что такое проектное мышление. Сперва раздали листки с хитрыми во­просами, на которые требовалось ответить всей командой. Например: «Как с помощью вовлечения местного бизнеса содействовать развитию местного сообщества?» Новоявленные менеджеры испуганно шептались. Какая-то барышня крупным почерком написала поперек листка: «Неомеценатство». Кое-как покончив с во­просами, победители, по указанию модератора, стали перемещаться от стола к столу и беседовать на свободные темы. Тут и споры стали возникать.

- Лучше всего, когда человек сам становится частью какого-то действа! - горячилась женщина с яркими чертами лица.

- А мне кажется, нужно дать человеку поговорить с природой наедине, - робко возразили ей.

- Не согласна! Чтобы он сел с этой природой водку жрать? Природу нужно правильно показать, предложить.

Несогласную, как я узнал, звали Елена Творогова. Вместе с другой участницей - Натальей Бриль - она получила грант на развитие Детской академии искусств на острове Ольхон посреди Байкала. Еще до победы в конкурсе они устроили пилотный проект: вывезли 30 детей в летний лагерь на остров, где организовали постановку спектакля «Маленький принц».

- Там такая природа, что никаких декораций не надо, - объяснила Творогова. Она добавила, что теперь в планах Академии - кино. Снимать будут дети, а учить их - приглашенные эксперты. Например, Эмир Кустурица.

Принципиально иной подход к развитию региона продемонстрировала Жанна Потравко - владелица старинной усадьбы в селе Подвязье Нижегородской области. Несколько лет назад она выкупила ее, поселилась в господском доме и начала реставрацию. Но этого Жанне показалось мало - она решила реставрировать и души односельчан. Для этого Потравко собирается приобрести десяток коров редкой красной породы и внедрить их в каждый дом.

- Корова - это не только красиво, - с увлечением говорила Жанна, - это еще и молоко, кроме того, она совершенно меняет уклад. Поверьте мне, многие мечтают завести корову. Просто боятся.

Кроме покупки коров деньги фонда Тимченко пойдут на издательство популярной брошюры о вреде пьянства и пользе разведения рогатого скота.

В заключение историк и менеджер по культуре Ольга Карпова рассказывала победителям конкурса о культурном предпринимательстве. Пожалуй, это была самая полезная часть семинара. «Единственный выход для тех, кто придумал что-то в области культуры, - жить по законам рынка. Надеяться на государство бессмысленно, необходимо искать партнеров, способных экономически мыслить», - учила Карпова.

- Помните: успешный культурный проект всегда решает не ваши проблемы, а чьи-то! Он должен быть уникальным и локальным: только здесь и больше нигде. И он должен не просто представлять собой разовое событие, а работать на развитие территории.

Главное - ищите союзников, подбадривала историк и менеджер. Раньше их искали среди краеведов. Сейчас другое время - надо искать среди предпринимателей.

След администрации

Проект «Дом новой культуры» затевался по инициативе экс-зампреда правительства Владислава Суркова в конце 2012 года. Администрация президента вместе с Министерством культуры РФ и Институтом «Стрелка» договорились о совместном создании Домов новой культуры (ДНК), где самородки из глубинки могли бы репетировать спектакли, устраивать выставки и трудиться над изобретениями. В качестве одной из площадок выбрали Калугу. Как объяснила куратор проекта Екатерина Гиршина, по нескольким причинам. Во-первых, экономически успешный регион: там строятся ино­странные заводы и развиваются фермерские хозяйства. Во-вторых, там активный губернатор Анатолий Артамонов, который давно уговаривал сооснователя «Стрелки» Александра Мамута запустить в Калуге культурный проект. Кроме того, выяснилось, что многие калужане считают свою землю родиной гениев (взять, к примеру, отца космонавтики Циолковского: он хоть и не родился в Калуге, но именно там написал великие труды).

- У нас разработан весь механизм, - рассказывала Гиршина. - Мы приезжаем в город и находим творческих жителей с пассионарным зарядом. С ними начинают работать кураторы, которых мы привозим. Постепенно формируется ключевая команда, для которой Дом новой культуры становится площадкой. А потом эти люди сами начинают работать с город­ской средой.

В Калуге удалось сформировать группу из 25 пассионариев - местные молодые режиссеры, танцоры, драматурги. Танцорам «Стрелка» привезла столичный театр «Балет «Москва». Драматургам и режиссерам устраивал мастер-классы Эдуард Бояков. В окрестностях Калуги обнаружилось немало молодых ученых: и для них устраивали «научные бои» в городском кафе.

Нашли в Калуге и современных художников. Один создает инсталляции из брошенных на улице материалов и спиленных деревьев. Другой придумал модернизировать старые советские памятники: например, добавить каменному пионеру крылья.

- Прошлой осенью мы провели в городе фестиваль местной культуры, - продолжала Екатерина, - и все были очень довольны, нам даже говорили, что неплохо бы в таком формате проводить дни города.

Тем не менее, как только Сурков покинул свой пост, отношение калужан к новой культуре переменилось. Сначала проект «ДНК» передали из подчинения одного калужского вице-губернатора другому. Затем в областной прессе стали появляться статьи, где калужанам сулили смерть от современного искусства, а сотрудников Института «Стрелка» называли британскими шпионами и каббалистами. В настоящее время проект «ДНК» застрял на стадии переговоров Министерства культуры с правительством Калужской области.

Все для людей

Раньше город Выкса Нижегород­ской области был известен только специалистам: там находятся заводы Объединенной металлургической компании, где производят трубы для «Северного» и «Южного» потоков. Несколько лет назад руководство холдинга озаботилось культурным развитием рабочих и стало устраивать для выксунцев ежегодные фестивали. А в этом году праздник поручили москов­скому архбюро Wowhaus: за три дня «Арт-Оврага» прошло 50 мероприятий - уличные танцы, стритфуд, стрит-арт.

- Не то что бы мы свалились с неба, у нас и так был с городом контракт по реконструкции парка, - объяснил один из руководителей архбюро Олег Шапиро. - А потом нам предолжили устроить и фестиваль.

Архбюро действовало осторожно: прежде всего взяли у компании «ОМК» все наработки по прошлогодним фестивалям. Сформировали штаб из местного творческого населения, а потом уже внедрили туда московских кураторов, которые отвечали за каждое из на­правлений.

- Мы для того и вовлекаем местных жителей, чтобы не было «эффекта Перми» - приехала какая-то бригада и говорит всем, как делать культуру, - замечает Шапиро. - Местные люди должны чувствовать, что это событие - их личное.

- А консервативная часть публики не обрушилась на ваше современное искусство? - спросил я.

Выяснилось, что этот момент в Wowhaus отработали хитро: расширили возраст аудитории до 30+. Если в прошлые годы, рассказывал Шапиро, на городских праздниках показывали хип-хоп и брейк-данс, то есть ориентировались на молодежь, то на «Арт-Овраге» танцевали и танго, и сальсу, что вызвало интерес и у зрелой публики. Добавили в программу уличные театры - раньше их не было.

Однако главный упор авторы фестиваля сделали на развитие городской среды. «Решили быть ближе к нуждам города», - поясняет Шапиро.

- Например, мы придумали конкурс дворов. Люди подавали заявки - кто хочет принять участие. Я думал, будут единицы, а поступило 30 штук. В итоге мы выбрали два двора, два проекта - приехали из Москвы молодые архитекторы и вместе с жителями их обсуждали. Ну а потом жители прямо брали и делали заново двор, звонили мэру города, в общем, включались в процесс.

Кроме ежегодного фестиваля Wowhaus планирует делать в Выксе постоянную межфестивальную программу. Чтобы в город приезжали музыканты, художники и архитекторы - проводили там мастер-классы. «По сути, - заключает Шапиро, - мы хотим превратить эту программу в культурную политику города. Важно, чтобы в конце концов образовалось новое общественное пространство. Мы-то через какое-то время оттуда уйдем, а местные люди продолжат развивать его сами».