«Стигматы»: Лоренцо Маттотти и Клаудио Пьерсанти рассказали историю одной души на языке графики

Итальянский художник Лоренцо Маттотти и сценарист Клаудио Пьерсанти рассказали историю возрождения одной души на языке графики

Круг замкнулся. Сетования поэта Некрасова о том, что простой читатель предпочитает лубочные книжки о глупом рыцаре Милорде, отказываясь от Белинского и Гоголя, привели к результату. Статус «правильной» литературы закрепился за книгами серьезными, не развлекающими читателя, но воспитывающими его. В российском контексте «книжки с картинками», казалось бы, навсегда отдрейфовали в раздел детских.

Но несколько лет назад и на нашем книжном рынке, до недавних пор не знавшем даже комиксов, стали появляться графические романы - сочинения, излагающие историю преимущественно с помощью изображения, но рассчитанные на взрослых.

Одна из таких экзотических птиц опустилась на книжные прилавки нынешним летом. Выбор издателей оказался довольно прихотлив, они выпустили создание (рука не поднимается написать «сочинение») известного итальянского художника Лоренцо Маттотти и сценариста Клаудио Пьерсанти «Стигматы».

Стигматы - кровоточащие раны, появляющиеся на теле подвижников в тех местах, где были раны у распятого Христа. Православная и протестантская традиция стигматов не знает, поэтому язвы проступают на руках и ногах исключительно католических святых. Но в центре нарисованной Лоренцо Маттотти истории - не святой, обычный алкоголик. Однако именно он однажды просыпается с кровоточащими ладонями. Вскоре он теряет место в баре и жилье («Я лишился дома, лишился всего <...> только чувствовал ветер в голове и ток крови в жилах») и отправляется в странствия, которые вмещают работу карусельщиков, встречу с любимой женщиной и относительно благополучный период, во время которого кровь из ран течь перестает. Неожиданно все рушится снова.

Дальше на сцену - нет, внезапно вырастающий амвон - выступают известные католические святые, цитирующие Писание и себя (в книге использованы сочинения святой Терезы из Лизье и Екатерины Сиенской). Графический роман превращается в агитку, в католическую сказку с хорошим концом. Так что в итоге выбор издателей оказывается абсолютно точен: непривычная для российского читателя визуальность сочетается с хорошо знакомой ему поучительностью.

Лоренцо Маттотти и в самом деле очень хороший иллюстратор - например, ему очень тонко и выразительно удается показать пробуждение сознания в лице вчерашнего человека-овоща. Но в полновесный роман это книгу не превращает. Остается надеяться, что перед нами смелый литературный эксперимент, косвенно свидетельствующий о силе художественного слова, а не печальный симптом болезненной разочарованности нынешних читателей в этих самых словах.

Лоренцо Маттотти, Клаудио Пьерсанти. Стигматы. СПб.: Бумкнига, 2014. Пер. с итальянского М. Визеля