В Якутске прошел Второй международный кинофестиваль

В Якутске прошел Второй международный кинофестиваль, на котором особенно самобытным проявило себя местное кино
В Якутии кинематограф неотделим от народных традиций/ ЯМКФ

Количество летних кинофестивалей так велико, что было бы крайне самонадеянно выделять из их числа «самый». Однако Якутский международный, который проходил уже во второй раз, - точно самый экзотичный. Где еще гости и участники плывут сутки на теплоходе, чтобы пройти древний шаманский обряд очищения на умопомрачительных Ленских столбах, под руководством местного министра культуры и духовного развития? Где еще совершают коллективное паломничество в Царство Вечной Мерзлоты, на встречу с замороженными мамонтами и ледяными скульптурами божеств Верхнего Мира и демонов Нижнего? Еще удивительней этих красот - сам феномен якутского кинематографа, подлинного чуда, ради которого действительно стоит лететь за тридевять земель.

Его коммерческой эффективности позавидует не только знакомый нам российский (хоть Якутия - часть РФ, назвать якутские фильмы российскими не повернется язык), но и американский. Кино снимается вдохновенно, увлеченно и постоянно, независимые студии множатся как грибы после дождя. Экономическая модель проста: любой фильм снимается за скромнейшие деньги, а потом окупается во внутриякутском прокате - вдвое, втрое, вдесятеро. Местные зрители счастливы видеть на экране героев, живущих теми же проблемами и говорящих на том же языке. Здешние кинотеатры нередко отдают предпочтение якутским фильмам перед голливудскими - не из патриотизма, а по соображениям сугубо прагматическим. В Якутии снимаются развязные комедии, эффектные хорроры, авангардные драмы; смотрят их по всей республике, вплоть до самых отдаленных улусов. В недавнем криминальном триллере «Беглый» о трех зеках, сбежавших из колонии, есть, например, сцена, где один из героев укрывается на отдаленном хуторе у двух пастухов: когда наступает ночь, они приносят откуда-то лэптоп и включают новый якутский фильм, а потом долго и увлеченно его обсуждают.

Якутский международный кинофестиваль - результат страстного и пока не осуществленного желания местных кинематографистов вырваться за пределы Республики Саха. Формально собранные в конкурс картины объединяет то, что все они сняты в арктическом регионе, но настоящая задача организаторов - не столько показать якутским зрителям, какое кино снимают соседи (здесь многие и так в курсе, в Якутске полно синефилов), сколько продемонстрировать всем приехавшим собственные произведения. Конечно, якутским режиссерам, продюсерам и актерам пока не хватает профессионализма - на фоне каких-нибудь канадцев их фильмы выглядят самодеятельными. Недаром в итоге главный приз, серебряные «снежные очки», достался именно канадской ленте «Уванга» о современных эскимосах, а вторая награда отошла финской картине «То, что мы делаем ради любви», но можно не сомневаться, что самые яркие - пусть и неоднородные - впечатления на публику все-таки произвели другие фильмы.

«Крик чайки», сделанный художником-декоратором, организатором народного театра и самым известным комиком республики Аркадием Новиковым, - самобытная мелодрама, действие которой происходит в деревне на берегах Лены. Местная красавица выходит замуж за студента-юриста из города, и оскорбленные ухажеры решают отомстить ей: настигнуть парочку во время пикника и избить приезжего. Стычка оборачивается трагедией, и вдруг фильм превращается в мистический ужастик: неупокоенные духи мертвых возвращаются с того света, чтобы утащить за собой преступников. Или «Айыы Уола», он же «Посланник небес» Эдуарда Новикова - наивный и трогательный рассказ о здешнем народном герое, певце и авторе-исполнителе Александре Самсонове, который умер в конце 1990-х в возрасте 20 лет от заболевания крови, оставив после себя много записей и дав единственный сольный концерт. На этот байопик - первый в Якутии - в кинотеатры стояли очереди. Или, наконец, «Белый день» Михаила Лукачевского, самый необычный из конкурсных якутских фильмов (картина получила специальный приз жюри) - мрачнейшая экспериментальная притча о замерзающих насмерть пассажирах автомобиля, заглохшего посреди снежных полей в одну ненастную ночь: сбив на дороге оленя, они навлекли на себя немилость духов. Одно из главных качеств якутского кинематографа - тесная связь с природой и народными верованиями, которые здесь от души разделяют, пусть и не без иронической усмешки, даже завзятые интеллигенты.

Якутск