На выставке «Истории двух городов» современные художники Австрии и России осмысляют артефакты времен фашизма и сталинизма

Выставка «Истории двух городов» показывает артефакты прошлого вместе с новыми работами австрийских и российских художников
Современное искусство показывает разорванный мир/ Д. Абрамов/ Ведомости

На выставке в Московском музее современного искусства, которую совместно составили из своих собраний правозащитное общество «Мемориал» и венский Еврейский музей, артефакты, принадлежавшие жертвам сталинизма, зарифмованы с артефактами, напоминающими о евреях, погибших в фашистских концлагерях, - а художникам предложено сказать что-то дополнительное, связав этику и эстетику.

Пропитанная потом и слезами вышитая наволочка с портретом Маяковского из концлагеря; групповая фотография, из которой вырезаны лица расстрелянных; диаграмма «Миграция евреев из Австрии», которая отражает в реальности насильственную высылку в лагеря.

То, что подобные сопоставления уравнивают не только реальные преступления реальных режимов, но и коммунистические идеи с националистическими, - проблема, которую как раз и могли бы осмыслить художники, на этой выставке по преимуществу левые. Но изъясняются они чересчур тонко и иносказательно.

Пожалуй, наиболее внятная работа принадлежит Хаиму Соколу, но и выбранный им артефакт из другой эпохи: это инвентарная запись о пуле, сразившей революционного студента Карла Генриха Шпитцера 13 марта 1848 года и переданная в дар еврейскому музею в 1895 году. Хаим Сокол выставляет оттиски текстов Маркса на иврите, а вместо пули - типографские литеры: в видеостихотворении, которое служит третьей частью работы, слова сравниваются с пулями. Рассуждение петербуржской художницы Ольги Житлиной на тему модернистского гения-коллаборациониста Луи-Фердинанда Селина отдает некоторой интеллектуальной вычурностью и анемией: актер произносит текст из «Путешествия на край ночи» о расе, о гибели солдат в националистических войнах, а затем отправляется в путешествие по пруду на импровизированной лодке из гроба. Алиса Йоффе, которая делала работу по мотивам еврейского религиозного покрывала-пирохета, отделалась бойкими неоэкспрессионистическими каракулями на тему вышитых на пирохете херувимов.

В общем, призванные комментировать проверенную, но одновременно упрощающую историческую линию художники вроде бы показали, что все на самом деле сложнее, но в чем именно эта сложность - не донесли, как будто слишком куда-то торопились.

Выставка открыта до 5 октября