Альпийский рог стал главным героем фестиваля в Берлине

Семнадцать оркестров за 21 день выступили на юбилейном фестивале Musikfest-Berlin, а главным героем программы стал альпийский рог
Музыке Йорга Видманна была посвящена вся программа Кливлендского оркестра/ Kai Bienert

По количеству приглашенных оркестров берлинский фестиваль догоняет летний люцернский, считающийся крупнейшим в Европе форумом симфонической музыки. Однако в Берлине на приоритетном положении находятся в первую очередь берлинские, а во вторую - немецкие оркестры. Оркестром-резидентом считается Берлинский филармонический: в этом году он представил две симфонические программы, одну - с Петером Этвешем, вторую - со своим шефом, сэром Саймоном Рэттлом. Берлинские филармоники и завершали фестиваль, сыграв две Четвертые симфонии - Шумана и Брамса.

Состав оркестров-участников распределился так: семь ведущих берлинских оркестров; шесть отборных оркестров со всей Германии: Мюнхенские филармоники с Семеном Бычковым, Бамбергский симфонический с Джонатаном Ноттом, Лейпцигский оркестр Гевандхауса, за пульт которого встал Алан Гилберт, Дрезденская штаатскапелла, предводительствуемая Кристианом Тилеманном, Кельнский симфонический с Юкка-Пекка Сарасте. Вдобавок к ним четыре экстраклассных зарубежных: Лондонский симфонический с Гардинером, Малеровский камерный с Даниэлем Хардингом, Королевский концертгебау с Марисом Янсонсом и лучший американский оркестр - Кливлендский с Францем Вельзер-Местом. Качество исполнения было в большинстве случаев безукоризненным - настолько, что даже не стоило это обсуждать. На первый план выходили вопросы интерпретации.

Арт-директор Винрих Хопп решил отметить десятилетие фестиваля реверансом в сторону европейской музыки, но избрал весьма необычный ракурс: героем программы стал альпийский рог.

Мягкое звучание валторны пронизывало практически все концерты. Натуральные и вентильные валторны и настоящий двухметровой длины альпийский традиционный рог (в концерте Хааса) звучали соло, в квартетах и трио, с оркестром и камерными ансамблями.

Валторна для европейской музыки начиная с раннего романтизма и до Малера со Штраусом значит очень много. От конкретной «охотничьей музыки», проникшей в классические симфонии с «золотым ходом валторн», до обобщенного воплощения образов безмятежной природы. Звук рога стал важнейшим тембровым атрибутом малеровских симфоний. На фестивале в исполнении оркестра Гевандхауса прозвучала Третья симфония, в которой есть «почтовый эпизод», и в нем Малер использует необычный тембр почтового рожка.

Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс - все писали для валторны. Сегодня эта музыка звучит крайне редко. На фестивале репертуарный пробел был восполнен.

По мере продвижения к постромантизму тембр валторны высвобождается из «охотничьего костюма». Благодаря новым акустическим возможностям вентильная валторна, пришедшая на смену натуральной, активнее используется в симфониях, и тембровая аура инструмента привносит ощущение природности в концертный зал.

Романтическая и постромантическая музыка для валторны перемежалась новой, иногда - написанной по заказу фестиваля. Три композиторские фигуры, формирующие в последние десятилетия немецкий музыкальный ландшафт, оказались в фокусе внимания: Вольфганг Рим, Хельмут Лахенманн и Йорг Видманн (музыке последнего была посвящена вся программа Кливлендского оркестра).

Малеровский камерный оркестр с Даниэлем Хардингом был приглашен в Берлин, для того чтобы сыграть свеженаписанный Валторновый концерт Вольфганга Рима, мировая премьера которого состоялась летом в Люцерне.

Сэр Джон Элиот Гардинер с Лондонским симфоническим оркестром представил очень красивую, но редко исполняемую Концертную пьесу Шумана для четырех валторн с оркестром. Если посмотреть на афишу в целом, соотношение музыки романтической и современной складывалось примерно как один к трем. То есть совокупный удельный вес сочинений Рима, Лахенманна, Видманна, Шнитке, Губайдулиной и Уствольской (камерные опусы которой прозвучали на ночном концерте в исполнении Патрисии Копачинской и Маркуса Хинтерхойзера) составил едва ли не 75%. Подобное трудно себе представить в программах не только отечественных фестивалей, но и фестивалей в Зальцбурге и Люцерне. В этом и состоит ценность, специфика и в хорошем смысле элитарность Musikfest-Berlin.

Берлин