Фестивалю "Послание к человеку" удалось показать самое интересное и неоднозначное новое кино

На закрытии кинофестиваля «Послание к человеку» министр культуры пообещал, что следующий фестиваль пройдет «при большем внимании Министерства культуры»
«Лес танцующих духов» получил Гран-при/ forestofthedancingspirits.com

После такого обещания в зале сразу забормотали: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Президент же фестиваля Алексей Учитель сообщил, что хотел бы «передать фестиваль в другие руки», потому что устал.

«Послание к человеку» - фестиваль, который, несмотря на благосклонность Министерства культуры, умудряется показывать неоднозначные и самые интересные фильмы последнего времени. Правда, народу на фестивале было маловато. Нет, набивались и полные залы - на мастер-классах в университете кино и телевидения, на лекциях и показах в книжном магазине «Порядок слов», - но большие кинозалы заполнялись разве что на треть. Фестиваль проходил в многозальнике, где одновременно показывали свежий боевик со Скарлетт Йоханссон, документальный фильм о ритуалах племен, живущих в тропическом лесу, и, например, фильм об эстонской советской рекламе. Почти все зрители выбирали Йоханссон - то, что попроще, то, что на слуху.

А жаль. «Послание к человеку», 24 года назад задуманный как фестиваль документального кино, сейчас показывает и анимацию, и игровое кино, и эксперименты. Здесь можно было посмотреть и каннские хиты («Чудеса» Аличе Рорвахер и «Племя» Мирослава Слабошпицкого), и киноманские редкости («Забытое серебро» Питера Джексона, 1995 г.), и свежие южнокорейские мультфильмы о мертвых животных, любопытных животных и людях, делающих вид, что они животные. Здесь можно было увидеть фильм Gogol's Wives «Pussy против Путина» - на экране ноутбука, в пабе, потому что официальные площадки отменили показ. Или услышать лекцию Алексея Медведева о мокьюментари как о насмешке над реальностью. На своем мастер-классе Абделатиф Кешиш, получивший почетный приз фестиваля, рассказывал, почему он любит работать с непрофессионалами и где он ищет актеров. А оскаровский номинант Билл Плимптон (он возглавлял жюри международного конкурса) объяснял на своем мастер-классе оскаровскому номинанту Константину Бронзиту, что на «Оскарах» есть «специальная комната с подарками». Бронзит в ответ сокрушался: «Лох я, лох».

В международном конкурсе участвовало 42 фильма. Гран-при и $5000 были присуждены фильму «Лес танцующих духов» Линды Вестрик - она несколько лет прожила в джунглях Конго, но ее фильм, полный сырой магии, - не просто познавательное видео о диком племени, а еще один взгляд на мироустройство. Приз за лучшую документальную короткометражку был поделен между «Принцессой» Мануэля Абрамовича и «Пляжным мальчиком» Эмиля Лангбаля. Это идеальная пара, фильмы о гендерных и национальных стереотипах: «Принцесса» рассказывает о десятилетней аргентинской девочке, которая покорно участвует в конкурсе красоты, а «Пляжный мальчик» - фильм о секс-туризме в Кении, где черные парни зарабатывают на стареющих белых женщинах. Приз за анимацию получил наполовину рисованный фильм «Большое видится на расстоянии» Дэйзи Джейкобс: двухметровые герои этой семейной драмы, нарисованные на стенах квартиры, взаимодействуют с объемными предметами. Победителем национального конкурса стала «Кардиополитика» Светланы Стрельниковой - документальный триллер о хорошем враче, который мутирует в политика. Приз ФИПРЕССИ достался испано-германо-французскому фильму «Бугараш» о конце света и способах его дождаться.

Но самым поразительным были даже не фильмы, не мастер-классы и не спецпрограммы. На премьеру «Племени» Слабошпицкого, жесткой бессловесной драмы об интернате для глухих (причем в фильме нет никакого перевода с языка жестов), пришли глухие, человек пятьдесят, заполнив весь холл кинотеатра. Они что-то обсуждали, бурно жестикулируя, в полной тишине, только кассовые аппараты пищали, выдавая чеки любителям попкорна. Этим людям действительно надо было посмотреть именно этот фильм, и в нем они наверняка увидели совсем не то, что все остальные.

Есть ощущение, что примерно так в последнее время и выглядят хорошие российские кинофестивали: человек пятьдесят людей, которые не могут ничего объяснить остальным. Стоят и жестикулируют, в полной тишине.

Санкт-Петербург