На книжной ярмарке во Франкфурте нашли компромисс между бумагой и цифрой

Во Франкфурте завершилась книжная ярмарка, крупнейшая в мире. 7000 издателей и 300 000 посетителей - далеко не самые важные цифры, определяющие ее итоги
Публика книжной ярмарки проявила равный интерес к бумажным и электронным изданиям/ Ralph Orlowski/ Reuters

В последние годы репортажи с франкфуртской книжной ярмарки читались как сводки с фронтов позиционной войны: кто кого?! Гутенберг против компьютера! Неожиданное наступление цифровой эры напугало издателей. Сегодня же ситуация напоминает перемирие с совместной уборкой территории. Почти каждая книга одновременно издается и на бумаге, и в электронной версии, причем последняя лишь на 2-5 евро дешевле. В рекламе указывают еще и цены для аудиоверсий на компакт-дисках, обычно они еще доступны для прямого скачивания в интернете.

Такой симбиоз кажется спасением для рынка, испытывающего трудности с продажами. Большие магазины вынуждены менять тактику. В центре Мюнхена закрывается огромный книжный супермаркет Hugendubel, его конкуренты делают ставку на небольшие, в 100 кв. м, площади в торговых центрах, обеспечивающих поток покупателей. Накануне ярмарки в немецкой прессе началась кампания в поддержку книжных магазинов, исчезающих прежде всего из небольших городов. Поводом стал скандал вокруг интернет-гиганта amazon.com, чья агрессивная, на грани выкручивания рук, политика по отношению к издательствам, требование особых для себя скидок вызывает недовольство по обе стороны океана. Среди выступивших с протестом против онлайн-великана немало писателей, в том числе знаменитых, как Эльфриде Елинек, Стивен Кинг, Джон Гришем и Гюнтер Вальраф. При этом Аmazon предлагает авторам публиковаться напрямую, минуя редакторов и издателей, что может значительно повысить гонорары. Литераторы же видят здесь скорее желание продвигать собственные продукты, что приведет к падению качества текстов.

Тенденция к самопубликации - одна из ключевых, не зря на ярмарке прошло так много встреч, посвященных этой теме. Автор лично может смакетировать электронную книгу и предложить ее рынку - в крайнем случае продавать ее по 99 центов. Можно печатать книги и в подвале своего дома: мини-типография обойдется в 5000 евро. Многое, конечно, зависит от рецензентов. Роль масс-медиа во Франкфурте возрастает с каждым годом, самые интересные подиумные дискуссии и встречи с авторами бестселлеров проходят на стендах газет, журналов и телеканалов. Зачастую те занимают больше места, чем стенды самих издательств, что подчеркивает их особую роль в жизни книготорговли.

Среди таких встреч на медийных стендах была и дискуссия на тему политической книги в современной России. Знаменитый франко-немецкий культурный телеканал ARTE организовал ее вместе с Гете-институтом, поводом стала публикация в московском «Росспэне» на русском книги Йорга Баберовского о Сталине «Выжженная земля». В целом же российская тема на ярмарке ушла скорее в тень, из русскоязычных авторов блистал лишь киевлянин Андрей Курков, а помпезный стенд Роскомпечати поместили рядом с курдским и палестинским (Украину разместили на этаж выше). Наши же издатели во Франкфурте работали. «Новое литературное обозрение», как обычно, выставлялось в зале европейских научных издателей, а вот Школу имени Родченко организаторы пригласили сами - выпущенные ею фотокниги показывают в разделе художественных изданий.

Для профессионалов были зарезервированы первые три дня работы выставки, в выходные же на ярмарку пришла широкая публика. Было много молодежи - и разряженной в костюмы героев комиксов, и в более привычной одежде (во Франкфурт ради ярмарки приезжают целыми классами).

Школьники - одна из главных целевых групп подобных событий. Несмотря на не слишком оптимистичную статистику в целом и конец эпохи издательских сверхдоходов, детско-юношеский сегмент рынка растет сейчас как на дрожжах, за 10 лет число названий такой литературы увеличилось почти втрое. Это позволяет книжным ярмаркам не бояться будущего: во Франкфурт еще ездить и ездить.

Франкфурт