Альбом Бориса Гребенщикова «Соль» вышел вовремя и попал во время

Новый альбом Бориса Гребенщикова под названием «Соль» пользуется успехом: он вышел вовремя и попал во время
Обложка альбома «Соль»

Альбом уже почти неделю, с 1 ноября, доступен для заказа в виде СD и для платного скачивания (в несжатых форматах wav, flac и, вчетверо дешевле, в сжатом формате mp3) на краудфандинговой площадке Kroogi.com. Все это время песни с него держатся на первом месте по продажам и прослушиваниям. Сообщается также, что альбом «Соль» занимал верхнюю строчку предзаказов в магазинах iTunes России и Украины. Что и неудивительно: песни «Губернатор», «Любовь во время войны», «Праздник урожая во дворце труда» давно уже стали интернет-хитами и с большим успехом исполнялись весь последний год на концертах «Аквариума».

Трудно сказать, однако, следует ли этот удачный альбом из 10 песен «записать в актив» группы «Аквариум» или же считать личной творческой удачей ее бессменного лидера. В записи, производившейся в студиях Лос-Анджелеса, Лондона, Санкт-Петербурга, принимали участие как нынешние члены «Аквариума», так и англо-американские музыканты, причем некоторые из них - сами вполне себе звезды. Так, соло на флейте в «Любви во время войны» исполнил Ян Андерсон, столь же бессменный и харизматичный, как и сам БГ, лидер Jethro Tull, а другое соло, на бас-кларнете, в «Ветке», записал Мел Коллинз, участник многочисленных формаций, складывающихся вокруг King Crimson. Мало того: еще двое английских суперпрофессионалов, братья Пол и Джереми Стейси, постоянные сотрудники Ноэля Галлахера (Оasis), не только участвовали в записи, но и согласились отправиться с Гребенщиковым на международные гастроли с начала ноября 2014 г. Не говоря уж про менее известных, но чрезвычайно уважаемых в своей среде звукорежиссеров.

Весь этот блеск и неудивительный при подобных обстоятельствах шикарный «фирменный» звук (мог ли представить БГ, переиначив в 83-м году песню Яна Андерсона Too old to Rock-n-Roll, too young to die как «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», что 30 лет спустя он просто пригласит Яна Андерсона?) не может, однако, заслонять главного: альбом вышел чрезвычайно цельным и удачным не потому, что над ним работали западные специалисты, а потому, что крупнейший русский рок-музыкант Борис Гребенщиков, как во времена «Русского альбома» (1991), снова нашел то правильное сочетание острой политической сатиры и чистой метафизики, поймал ту единственно возможную интонацию, c которой можно говорить - точнее, петь - о нынешнем трудном «празднике урожая». Соль, продолжая библейскую метафору, остается соленой.