В прокат вышел хит «Кинотавра» - «Звезда» Анны Меликян

В прокат вышел фильм Анны Меликян «Звезда», получивший на летнем фестивале «Кинотавр» приз за режиссуру и многочисленные зрительские симпатии, которые в этом случае даже важнее
Героини «Звезды» самовыражаются красочно/ wdsspr.ru

В «Звезде» богачке Рите нужен ребенок, провинциалке Маше - деньги, подростку Косте и его папе-министру - любовь. Все перечисленные способны подарить друг другу искомое, но для того, чтоб они это поняли, каждому нужно почувствовать, что он скоро умрет. Полярно скачущие от Эроса к Танатосу и обратно характеры сплетаются в эксцентрический клубок на фоне обледенелой, бесприютной, зябкой и зыбкой Москвы, полной брошенных помоек и неубедительной хрустально-бетонированной роскоши, одиночества и единения, холода и тепла.

Анна Меликян - приветливый, дипломатичный и, в общем, довольно закрытый человек, но при этом очень сентиментальный, совершенно не сдерживающий себя в плане экранных слез и истерик режиссер. Ее универсум полон первоплановых, второплановых и третьеплановых эксцентриков, которые испытывают друг к другу разного качества, но неизменной интенсивности чувства. Таковы старики, живущие в заваленном цветами доме, и их внук, ездящий на машине с гигантским пятном от ведра краски, из дебюта «Марс». Или девочка без ног, которая на своей платформе на колесах любит нарезать круги по ночным супермаркетам, в «Русалке». Или коллекционер сувениров, связанных со смертью, который никогда не выходит из дома и любит пить дешевые энергетики, в «Звезде».

После третьего полнометражного фильма можно смело говорить о полновесном авторском почерке. Типичная структура истории у Меликян такова: зачарованный странник попадает в сдвинутый на несколько градусов по отношению к обычному мир, зазеркалье благородной придури, и постепенно вовлекается в поначалу пугавший галлюциногенный хоровод. Столкновение рацио с абсурдом - чистый Кэрролл.

Только Алиса - мужчина. А Кролик, Шляпник, Додо, все эти носители неуправляемого стихийного начала, - женщины.

Очевидно, самый близкий Меликян в российском кино автор, возвышающийся над нашим ландшафтом такой же странной волшебной горой, - манерная колдунья Рената Литвинова. Соблазн позвать которую на какую-нибудь роль, надо отдать режиссеру должное, Меликян с достоинством преодолела, каждый раз открывая публике новые страннейшие девичьи лица - от инопланетянина Марии Шалаевой в «Русалке» до снежной королевы Северии Янушаускайте в «Звезде».

Женщины тут подчеркнуто странны, мужчины, напротив, практически идеальны (в «Звезде» маскулинным Гоше Куценко и Евгению Цыганову, чьи кинообразы Меликян вывернула наизнанку в предыдущих фильмах, наследует многообещающий Павел Табаков). Задача автора - погрузить нас в перевернутый, лихой и шалый, гипертрофированно женский мир, где нет места сдержанности - ни в словах, ни в эмоциях, ни в красках. Недаром в каждом из фильмов Меликян взрывная героиня что-нибудь да красит: библиотекарша из «Марса» - туфли гуашью, русалка из «Русалки» - волосы в зеленый, две звезды из «Звезды» - собственные тела и с их помощью большие листы ватмана. Ну да, заляпанные обнаженные фигуры как метафора личностной и художественной вольницы, получившиеся абстракционистские полотна как символ жизни на ее экзистенциальном пике - где-то мы это уже видели. Но Меликян не боится сентиментальных банальностей, и в этом среди прочего ее сила.

География работ неумолимо приближала автора к центру, к столице: заброшенное село в артхаусном «Марсе», приморский курорт в значительно более зрительской «Русалке» и, наконец, московская «золотая миля» в обласканной еще до премьеры фестивальными аплодисментами «Звезде». Центростремительно ускоряясь, Меликян как художник становилась все самоуверенней и смелей. В «Звезде» ее высокотемпературный мир окончательно утратил робкую фантазийность. И даже если вам там неуютно, даже если вы уверены, что он не имеет ничего общего с реальностью - а так, похоже, и есть, - вы не можете не признать, что этот мир существует.

В прокате с 4 декабря