В Лондоне второй раз прошел благотворительный Русский бал


Русский бал в Лондоне имеет шанс стать традиционным. И причиной тому не только ностальгия.

В ноябре этого года Русский благотворительный бал прошел в Лондоне во второй раз. Организатор мероприятия Элизабет Смагин-Меллони рассказала “КП”, зачем она привозит в Лондон лучших русских артистов классического направления и как это способствует развитию бизнеса. И, что самое важное, кому интересны русские балы в столице Туманного Альбиона.

...“Сразу скажу, - начинает Элизабет, которая бегло говорит по-русски, - Русский бал в Лондоне не имеет никакого отношения к политике. Это частный культурный бизнес-проект, которым я, австрийка, занимаюсь уже 12 лет”.

Только Венские балы привлекают около полумиллиона участников и 130 млн евро

Все началось, когда в 2001 году на приеме в австрийском посольстве Элизабет узнала, что в Москве не бывает Венского бала. “Даже в Пекине, где едят палочками, а не вилками, Венский бал был!” - восклицает Элизабет. Отсутствие Венского бала в Мос­кве стало для нее шоком: она-то была уверена, что русская бальная культура тесно связана с австрийской. Ведь десять сезонов подряд Иоганн Штраус дирижировал концертами в Павловске и многие произведения написал именно там. “Вы должны понимать, - продолжает Элизабет, - я выросла в Вене. С одной стороны, там проводится более 450 балов в год. С другой - я отлично помню, как в 1960-е руководство Вены придумало возить Венские балы по планете с целью показать миру венскую культуру и привлекать туристов. В итоге сегодня балы, проводимые в Вене, привлекают около полумиллиона участников и 130 млн евро ежегодно. Поэтому я бросила все и организовала Венский бал в Москве. У нас гостил бывший мэр Вены Хельмут Цильк, а в качест­ве дебютанток выступали Алсу и Алина Кабаева”.

Первый Венский бал, организованный компанией Vebamos Event Management, которой руководит Элизабет, прошел в Москве в 2003 году. До того как начать заниматься балами, Элизабет работала в сфере event-менеджмента и проводила мероприятия в России. “Сотрудничество с региональной ассоциацией "Сибирское соглашение" позволило мне обрести в России множество знакомых из самых разных сфер бизнеса, - объясняет Элизабет Смагин-Меллони. - Почему это важно? Будучи из Вены, я всегда знала, что среднему и мелкому бизнесу нужна платформа для проведения неформальных встреч. Должна быть какая-то нейтральная зона, где можно встречаться, свободно обмениваться мнениями, независимо от политичес­ких взглядов и принадлежности к той или иной организации”.

Важно отметить, что существует две культуры балов. В царской России традиционно они устраивались при дворе императора или в имении дворянина. Британская королева Виктория давала балы в периоды экономического застоя, чтобы заказами для них финансово поддержать разного рода мастериц и местных поставщиков двора Ее Величества. Вход на такие мероприятия осуществлялся строго по спис­ку, и оплачивалось все это великолепие из кармана организатора. Совсем другая бальная культура развивалась начиная с 1830-х в Вене, где вход на балы был открыт для всех, кто купил билет. Именно такой демократичный подход позволил культуре балов в Вене не просто сохраниться, но и эволюционировать.

Современный Венский бал - это одновременно и культурное, и бизнес-мероприятие. И мероприятие скорее не для высшего общества, а для профессионалов, которые ценят качественное времяпровождение, хотят пообщаться с партнерами в неформальной цивилизованной обстановке и завести новые деловые знакомства. Недаром же венские балы делятся по профессиям: бал врачей, юристов, трубочистов. Самый живописный из них - бал кондитеров. Каждый такой бал - не расточительство, после которого можно пойти по миру, как иные русские дворяне любили делать в XIX веке, а мероприятие, цель которого - заработать деньги, причем зачастую на благотворительность.

“Для Европы "доверие" - очень важная составляющая в деле ведения бизнеса, - рассказывает Элизабет. - Я не говорю про компании уровня "Газпрома", я говорю про средний и мелкий бизнес. Если вы владелец ресторана и вам надо выбрать поставщика из десяти кандидатов, то восьмерых вы отметаете на основе рациональных факторов, а вот из двух лучших будете, скорее всего, выбирать иррационально, на основе того, кому из них вы больше доверяете. С такой точки зрения это очень эмоциональное решение. Именно поэтому бизнес-партнерам нужен какой-то способ узнать друг друга лучше. Для европейцев важно видеть, как бизнес-партнеры общаются со своими семьями, знать, в какую школу ходят их дети, и так далее. С самого детства я усвоила этот способ поведения. Для меня он нормален. При этом я замужем за русским и обожаю русскую классичес­кую культуру. Поэтому в 2006 году решила делать не только Венские балы, но и Русские балы. Просто чтобы показать миру в неформальной обстановке высочайший уровень русских исполнителей оперы, балета и прочих сфер искусства”.

Первый Русский бал Элизабет провела в Баден-Бадене. Потом были Биарриц, Вена, Киев, Монтрё, Рим. В 2013-м Русский бал прибыл в Лондон.

“Вы не поверите, - говорит Элизабет, - но именно в Лондоне я столкнулась с недоумением по поводу того, что компания из Западной Европы организует Русский бал. С таким количеством бюрократичес­ких проверок я не сталкивалась нигде. У меня сложилось впечатление, что к русским людям в Лондоне относятся с опаской. Но я не русская, я европейка до мозга костей. И думаю, что такие мероприятия все же полезнее для развития доверия в бизнесе, чем совместное посещение бани. Помните фразу: "Венский конгресс не работает, а танцует"? На самом же деле именно во время этих "танцев" были приняты ключевые для Европы решения. Так что танцы - это серьезно”.

Тем более что традиционно на балах, организованных Элизабет, выступают лучшие российские артисты, среди которых Дмитрий Хворостовский, Владимир Галузин, Дмитрий Корчак, Даниил Штода, Игорь Бутман, Семен Мильштейн, солист Большого театра Денис Медведев, прима-балерина Большого Евгения Образцова, чемпионы мира по бальным танцам Арунас Бижокас и Екатерина Демидова. “Любой артист выступит на балу, если вы предложите ему достойную оплату, - говорит Элизабет. - Это вопрос денег. Артисты - не проблема. У них есть расценки и агенты. Если они видят, что мероприятие с хорошей репутацией, они назначают цену, и мы ее платим. Хочу обратить внимание, это не мероприятие, где полуголые женщины ходят на шпильках. На бал приходят с семьями. Всех дебютантов я отбираю лично на основе их образования, интересов, увлеченности каким-либо делом, количества языков, на которых они говорят. Бал - это комбинация молодых людей, которые входят в общество, людей постарше, которые наслаждаются хорошей беседой, качественной едой, танцами и прекрасной культурной программой высшего качества: опера, балет, оркестр. Также это не приватная вечеринка, где вы всех знаете. Хороший бал получается, когда на нем минимум 400 человек. В этом году на Русском балу в Олд-Биллингсгейте было 700, и я думаю, что мы с Тимофеем Мусатовым, парт­нером компании FJM, который помогал нам в организации, показали русскую культуру с лучшей стороны”.