Витрины магазинов становятся все прагматичнее и информативнее

О главных тенденциях в оформлении витрин рассказывают эксперты

Витрины магазинов становятся все прагматичнее и информативнее, и даже рождественский сезон больше не повод, чтоб отказаться от простоты и экономичности. “В связи с общемировой экономической ситуацией и глобальным культурным трендом "разумного потребления" часть брендов в своих витринных концепциях делают акцент на сезонный продукт с минимумом декораций”, - поясняет Анна Баландина, эксперт по витринистике, совладелец агентства FCG Creative Lab (подразделение Fashion Consulting Group).

А если “декорации” и есть, то они выступают как фон, добавляет Андрей Бурматиков, генеральный директор PROfashion Consulting: “Главное для витринистов теперь подчеркнуть высокое качество, выгодную цену продукта или просто стиль бренда”.

Минимализм и лаконичность вовсе не означают малобюджетность концепции оформления

Просты и элегантны новые рождественские витрины Dior (манекены стоят на фоне гигантских елочных игрушек) или Cartier (рождественская символика дополняется символикой Дома - пантерами, логотипами и т. д.). Минималистичны и рождественские витрины у Max Mara в ГУМе (манекены сидят на огромных коробках, обернутых серебряной бумагой с графичным принтом), и у Furla (сумки на полках в окружении падающих звезд).

Но, надо сказать, минимализм и лаконичность вовсе не означают малобюджетность и неприхотливость концепции оформления Так, в витринах открывшегося недавно флагманского бутика Feru на Петровке стоят несколько манекенов, одетых в вещи из осенне-зимней коллекции, - и никаких “декораций”. Но чтобы подобрать все эти мужские образы и продемонстрировать во всей красе продукт в “окне” магазина, был приглашен итальянский стилист Беньямино Приоре, ранее сотрудничавший с такими марками, как Kiton, Loro Piana, Louis Vuitton, и в совершенстве владеющий искусством сочетания вещей, цветов и фактур.

Между тем прагматичность и сдержанность сейчас хоть и главная, но все-таки не единственная тенденция. “Не менее заметный подход - "витрины эмоций". Главная задача в "эмоциональной" концепции не продать продукт, а врезаться в подсознание покупателя, запомниться надолго, лучше навсегда, - рассказывает Анна Баландина из FCG Creative Lab. - Основоположник здесь Louis Vuitton с нашумевшей серией витрин The Ostrich: одно "окошко" было занято телом страуса, его длинная шея "проходила" сквозь стену и высовывалась в соседней витрине. А аксессуарная витрина была оформлена стендом в виде разбитых яичных скорлупок”.

Справедливости ради стоит отметить: Louis Vuitton - один из первых Домов, осознавших, что оформление витрин крайне важно для продаж и имиджа бренда. Внук Луи Вюиттона, Гастон, еще в начале XX века придумал делать сменные витрины и рисовать эскизы к ним.

“Эмоциональный” подход популярен у многих люксовых брендов, например Moschino, Hermes. Этой осенью театральный художник Алена Пикалова придумала для московских бутиков Hermes концепцию “Мечты маленькой лошадки”: в центре внимания большая лошадиная голова из папье-маше, а галстуки, сумки, аксессуары Hermes в этой композиции отходят на второй план. Оригинальны и витрины Agent Provocateur - бельевой бренд представляет целую жанровую сценку: на гигантской раковине из фибергласа сидит женский манекен с бокалом шампанского, в окружении пакетов и подарочных розовых коробок, а рядом возвышается “мужчина” с подносом. В углу - ведерко с шампанским, повсюду - конфетти.

Эмоциональность на языке роскоши предлагают новогодние витрины ЦУМа. В этом году они посвящены 250-летию французского хрустального Дома Baccarat. В окнах магазина воспроизведены дворцовые залы, будуары, кабинеты с каминами, елками, люстрами-шандельерами. У прохожего создается иллюзия подглядывания в рождественские окна уютных аристократичных домов: тут красавицы примеряют наряды, там дети ищут подарки под елкой, ну а где-то полным ходом идет бал-маскарад.

Компромисс между практичностью и эмоциональностью - интерактивные витрины. Они тоже могут позабавить или эпатировать, но при этом абсолютно функциональны. “Суть таких витрин в том, что, стоя на улице, можно, допустим, виртуально "примерить" продукт и увидеть на экране, как это выглядит, то есть стать частью витрины, - рассказывает Анна Баландина. - Но, на мой взгляд, рядовой российский покупатель пока психологически не совсем готов к подобным техничес­ким новинкам”. У нас в России подобные витрины редкость, зато их последнее время можно встретить, в частности, в Америке. “В нью-йоркском универмаге Bloomingdale's в этом году были установлены витрины со специальными датчиками, которые фиксировали подошедшего человека и меняли изображение в зависимости от его действий”, - приводит пример Андрей Бурматиков из PROfashion Consulting.

Некоторые магазины и бренды используют цифровые технологии, чтобы снабдить покупателя информацией. Тот же Louis Vuitton в этом году предлагает воспользоваться функцией LV Pass: приложение на iPhone позволяет отсканировать специальный знак на витрине и получить информацию о товаре или о самом бренде.

И, наконец, еще одна заметная тенденция - художественные вит­рины. “Это направление в витринистике, кстати, было очень популярно в прошлом веке, когда оконными оформителями подрабатывали известные художники и дизайнеры. В 1930-х годах Дом Chanel приглашал Сальвадора Дали. Также Дали плотно работал с маркой Hermes и создал незабываемые витрины для магазинов на Пятой авеню”, - рассказывает художник-витринист Анна Соколова, директор “Французского чайного дома”.

Сегодня художественные витрины переживают второе рождение. Люкс хочет ассоциировать себя с искусством. “Художественный подход можно наблюдать во многих сферах, связанных с модой. В наши дни - "art is the new fashion" (”искусство -

новая мода“), утверждает Анна Баландина. Так, например, иллюстратор Кэти Роджерс, в портфолио которой работа с Cartier, Valentino, Parker, Lacoste и другими брендами, нарисовала сказочные рождест­венские витрины для сети аутлет-городков Chic Outlet Shopping, расположенных в Лондоне, Париже, Милане, Барселоне и т. д. Помимо витрин Роджерс придумала дизайн и самого торгового пространства, поселив там диковинных животных и установив инсталляцию в виде раскрытой книги сказок.

Sportmax тоже приготовил специальную художественную инсталляцию в поддержку рождественских витрин - она разместилась в ГУМе, на основной линии. Декораторы, как и дизайнеры осенне-зимней коллекции Sportmax, вдохновлялись картинами художника экспрессиониста Джексона Поллока. Выход “из-за стекла” навстречу посетителям, в торговый зал - это уже сама по себе тенденция: если покупатель не подходит к витрине, то витрина “подойдет” сама. Кризис все-таки.

1. Витрины Cartier всегда лаконичны

2. “Русская тройка” от Hermes для московского бутика бренда 3. Минимализм в японском стиле - у Max Mara

4. Проект “Триумф монограммы” Louis Vuitton как сюжет для новогоднего оформления

5. В Dior вдохновлялись рекламой аромата Miss Dior 1954 г.

6. Манекены Feru наряжает стилист Беньямино Приоре 7. Книга сказок от иллюстратора Кэти Роджерс в Chic Outlet Shopping