Тайны старейшей винодельческой династии мира

Аллегра Антинори рассказывает о планах на будущее компании с 600-летней историей
Маркиз Пьеро Антинори и его дочери Альбьера, Аллегра и Алессия совместно управляют семейным бизнесом/ Kevinn Cruff/ CORBIS/ALLOVER-PRESS

Некоторые итальянские марки давно стали синонимами вещей, которые выпускают. И если Ferrari – автомобиль, то Antinori – вино. Вот уже более 600 лет компания поставляет на рынок лучшие тосканские вина: ее основатель Джованни ди Пьеро Антинори стал членом Arte dei Vinattieri, флорентийской гильдии виноделов, в 1385 году. Эти вина воспевали поэты. Так, знаменитый врач и натуралист Франческо Реди, служивший при дворе великого герцога Тосканы Козимо III Медичи, посвятил им поэму «Вакх в Тоскане» (1685), описав их благородство, игру цвета, характер.

Все 26 поколений семьи Антинори, начиная с основателя и кончая маркизом Пьеро, который нынче управляет семейным бизнесом вместе с дочерьми Альбьерой, Аллегрой и Алессией, посвятили жизнь развитию своих виноградников, заботе об экологии своих хозяйств и повышению качества продукции.

Сегодня у Antinori восемь виноградарских хозяйств в Италии, причем не только в родной Тоскане, но еще и в Умбрии, Пьемонте, Ломбардии и Апулии – регионах, которые славятся качественными винами. За границей компании принадлежат виноградники в долинах Колумбия (штат Вашингтон, США) и Напа (штат Калифорния, США), а также в Чили, Венгрии, Румынии и на Мальте, где в последние годы семья отыскала особые локации, знаменитые качест­вом продукции и уникальными природными условиями.

Винодельня в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза (Тоскана) / Kevinn Cruff / CORBIS/ALLOVER-PRESS

Смелые экспериментаторы, бросающие вызов самым высоким производственным стандартам, Антинори выпускают сегодня некоторые из величайших тосканских вин, в том числе Chianti Classico DOCG Gran Selezione Tenuta Badia a Passignano, Chianti Classico DOCG Tenuta Pèppoli и Brunello di Montalcino DOCG Tenuta Pian delle Vigne. Просмотр их каталога – словно экскурс в историю Италии и ее лучших виноградников, а посещение их виноделен – почти мистическое переживание, особенно для тех, кто ценит неповторимый вкус хорошего кьянти.

При этом маркизы Антинори вкладывают не только в виноградники, но и в пропаганду древней культуры виноделия. Так, при винодельне, открытой в 2012 году в городке Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза в тосканском регионе Кьянти, устроен музей семьи Антинори. Здесь выставлены старинные картины из домашней коллекции и работы современных художников, что подчеркивает преемственность флорентийского меценатства. В музее есть зрительный зал, где показывают фильмы о семейных виноградниках и производстве вин Antinori, а также небольшой магазин, где эти вина можно купить. Сама винодельня уютно расположилась у подножия холма. Она отделана котто – традиционной керамичес­кой плиткой из Тосканы, но чрезвычайно прогрессивная с точки зрения технологий и заботы об окружающей среде.

Музей семьи Антинори в винодельне в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза / Kevinn Cruff / CORBIS/ALLOVER-PRESS

Винодельческую культуру региона прославляет и сеть ресторанов, открытых семьей в разных странах. Антинори решили, что люди должны иметь возможность пробовать их вина в особых местах, лучше всего – с блюдами тосканской кухни. Так, в 1957 году в уникальном фамильном дворце XV века во Флоренции был открыт первый ресторан Cantinetta Antinori, и уже очень скоро Cantinetta упоминалась во всех мировых справочниках как место, где можно отведать превосходные тосканские вина и еду. В 1994 году ресторан с тем же названием появился в Цюрихе, а в 2004 году – в Москве.

Успешными все эти новые проекты стали благодаря энергии дочерей маркиза Пьеро Антинори – вице-президента компании Альбьеры, а также Аллегры и Алессии. Новое поколение благородного тосканского семейства унаследовало от предков умение современно и широко мыслить. Развитие семейного бизнеса они сочетают с традиционными аристократическими забавами и увлечениями: Альбьера любит охоту, Аллегра увлекается верховой ездой, Алессия играет в теннис.

Они дорожат семейными традициями и чтут историю семьи. «Если ты не хочешь, чтобы тебя принимали за симпатичную глупышку, важно рассчитывать на свои ценности и свою семью, – говорит Аллегра. – Если ты не являешься самостоятельной личностью и лишена вкуса, ты ничем не отличаешься от многочисленных светских львиц, которые у всех на слуху».

Винодельня в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза

А между тем именно вкусом молодые дамы Антинори руководствуются при принятии новых решений, в том числе об открытии ресторанов. «Я с самого начала лично курировала этот проект, – рассказывает Аллегра. – Может быть, потому, что люблю готовить.

В этом году мы приняли в штат еще трех работников, которые вместе со мной теперь контролируют ресторанный бизнес. В ближайшие десять лет мы планируем довести число наших Cantinettа Antinori до десяти и уже скоро откроем ресторан в Баку».

Аллегра Антинори и ее команда строго следуют своим принципам при открытии каждого нового ресторана. Главное – чтобы были отчетливо видны семейные ценности и у посетителей возникало чувство уникальности и подлинности. «Наш ресторанный бизнес не исчерпывается «кантинеттами», – продолжает Аллегра. – Мы приобрели Pèppoli, легенду тосканской гастрономии, и сегодня ресторан с таким названием есть в Пеббл-Бич (Калифорния. – Прим. перев.) и в Алма-Ате. В 2000 году в Италии мы открыли Osteria di Passignano, а в 2005-м – Trattoria della Fonte. С 1998 года нам принадлежит Procacci, гастроном класса люкс, знаменитый своими деликатесами, который с 1885 года является образцом для подражания. Помимо магазина, который изначально располагался в центре Флоренции, мы открыли Procacci в Вене и Сингапуре».

Московская Cantinetta Antinori, которая в этом году отмечает свое десятилетие, – это совместный проект Аллегры Антинори, Ирины Фоминой и Аркадия Новикова. «Мы каждый раз подбираем к нашим блюдам подходящие вина, которые идеально с ними сочетаются», – объясняет Аллегра. Шеф-повар Мауро Панебьянко готовит только из свежайших высококачественных ингредиентов, так что блюда получаются с поистине тосканской душой и изысканным своеобразием. Человек творческий, Панебьянко всегда по-своему интерпретирует традиционные тосканские специалитеты, выбирая для них сезонные продукты. «Царящая в ресторане теплая атмосфера, которую создают камин, уютная веранда и печь из кирпича, передает истинный дух Италии», – улыбается шеф-повар.

«Иностранцы испытывают потребность в итальянском духе, в нашем стиле, поэтому мы просто обязаны держать марку, – уверена Аллегра. – А когда они приходят посмотреть, где рождаются наши вина, то начинают разделять с нами наши чувства».

Альбьера, Аллегра и Алессия уверенно ведут компанию с 600-летней историей в будущее. «Лошади и вино учат терпению, – говорит Аллегра. – Учат умению выжидать. Учат преданности своему делу и профессионализму. Требуется большое личное участие, чтобы воспитать хорошего коня, а тем более сделать хорошее вино».

(Перевел Андрей Ганкин)