Искусство гравировки изменило стиль S.T. Dupont

Декоративные техники Фредерика Крилла перевели практичные предметы бренда на новый уровень
Мастер-гравировщик Фредерик Крилл работает практически так же, как и его коллеги тысячу лет назад: с помощью молотка и резца/ S.T. Dupont

Эта история началась четыре года назад, когда друзья Алана Креве, президента S.T. Dupont, пригласили его на званый обед в парижский Maison de la Chasse, или местный «Дом охотника». Креве, который никогда не испытывал ни малейшего интереса к охоте, оказался в окружении состоятельных господ, которые обсуждали особенности разной охоты и спорили о преимуществах ружей.

Но за тем столом очутился еще один человек, который, как и Креве, не принимал участия в беседе. Аутсайдеры разговорились, и выяснилось, что Фредерик Крилл – а так звали нового знакомого Алена Креве – мастер гравировки, специализирующийся на декоре огнестрельного и холодного оружия, и украшает ружья и ножи для пригласивших его в свой клуб заядлых охотников. Стоит ли удивляться, что разговор немедленно перетек в область декоративных техник? Крилл показал Креве свои творения на фотографиях в телефоне – и они оказались куда выше по своему художественному исполнению, чем работы штатных гравировщиков бренда.

Фредерик Крилл специализируюется на декоре огнестрельного и холодного оружия / S.T. Dupont

Президент S.T. Dupont тут же отреагировал на увиденное со свойственным ему энтузиазмом и прозорливостью – не хочет ли Фредерик украсить подобными гравировками ручки и зажигалки S.T. Dupont? Крилл охотно согласился попробовать новую для себя миниатюрную форму и уже на следующий день после ужина отправил Креве две зажигалки из палладия, так сказать, на пробу. Мастер декорировал их в свой манере, и результат был столь хорош, что Креве незамедлительно предложил Криллу сотрудничество с S.T. Dupont. Некоторое время спустя в рамках совместного проекта S.T. Dupont с мастерами Haute Creation на свет появилась коллекция зажигалок и ручек, над гравировкой которых Крилл трудился в своей мастерской в городке Кюре (что в трех часах езды от Парижа) вручную несколько сотен часов.

Фредерику Криллу тридцать с небольшим, но даже во Франции, известной своим бережным отношением к старинным ремеселам, он считается мастером уникальным. Его предок известный французский архитектор и дизайнер Эктор Гимар в свое время блистал в знаменитой литейной мастерской Франции периода ар-нуво Fonderie d’Art du Val d’Osne, и традиция работы с металлом Фредерику была знакома с детства. Сам Крилл учился в авторитетной школе Leon Mignon в бельгийском Льеже, откуда вышел дипломированным мастером традиционной гравировки ружей, ножей и прочего холодного оружия. И на сегодняшний день во Франции равных ему в этом искусстве, пожалуй, нет.

Для S.T. Dupont Крилл вручную наносит рисунок на ручки и зажигалки

Надо сказать, что за прошедшие пару тысяч лет с момента появления штриховой и резцовой гравировки мало что изменилось: мастер все так же зажимает предмет из металла между тисками, берет в левую руку штихель, мессерштихель, репштихель или стальную иглу, в правую – молоточек (разве что эти инструменты благодаря производственному прогрессу стали совершенее, чем раньше), надевает специальные очки с увеличивающим эффектом (еще одна примета прогресса) и, нанося удары по резцу молотком, создает желаемый рисунок по заранее подготовленному эскизу (тот предварительно переносится на металл с помощью карандаша-стеклографа или тонкой иглы). Так что суть данного ремесла по-прежнему заключается в таланте и в опыте мастера, в его так называемом чутье металла – ведь любой резец здесь является продолжением руки мастера, и сделай он чуть более сильный нажим, чем требуется, вещь может быть испорчена.

На создание гравировки на одной зажигалке или ручке из линий Blazon, Art Deco, Art Nouveau и Paris 1872 у Крилла уходит не менее 50 часов ручного труда. По правде говоря, эти предметы, что Фредерик создает для S.T. Dupont, безусловно хороши, но его гравировки для огнестрельного или холодного оружия куда сложнее и интереснее! Ведь в таких случаях Криллу часто приходится выполнять композиции на заказ, а это может быть, скажем, изображение буйвола в саваннах или орла со змеей в клюве, вписанного в витиеватую монограмму. И, конечно, подобная работа стоит в разы дороже, чем готовая зажигалка или ручка S.T. Dupont, а потому доступна нескольким сотням персон в мире.

На создание гравировки на одной зажигалке или ручке из линий Blazon, Art Deco, Art Nouveau и Paris 1872 у Крилла уходит не менее 50 часов ручного труда

Кстати, мастерам S.T. Dupont и Фредерику Криллу довелось совместно создать и одно особенное ружье. Как-то через старинную французскую мануфактуру L’Atelier Verney-Carron к Алену Креве обратился частный коллекционер с просьбой создать для него особенное ружье с гравировкой и лакировкой, главным ноу-хау S.T. Dupont. После полугода работы из мастерских вышел современный артефакт: серебряная часть деревянного ружья была сначала декорирована Криллом в технике гравировки, а затем на ее часть (кстати, включая и оптический прицел!) лакировщиками бренда был нанесен фирменный черный лак. Это произведение искусства обошлось коллекционеру в 250 000 евро с гарантией, что ничего подобного в S.T. Dupont больше не повторят.

Впрочем, Алан Креве обещал, что они с Фредериком Криллом еще не раз удивят поклонников бренда новыми творениями: старинные техники и опыт мастера дают возможность создавать не только практичные, но и поистине уникальные вещи, украшающие жизнь в XXI веке.