В Петербурге завершился фестиваль балета «Мариинский»
Молодые хореографы представили лабораторные работы, но лучше всего прошла «Спящая красавица»Самой интригующей частью программы стала «Творческая мастерская молодых хореографов», которая проводится уже третий год. Причем, вопреки стандартным представлениям о петербургских балетоманах как приверженцах исключительно старой классики, они не только раскупили на эту программу вместительный зал Мариинского-2, но и спрашивали билеты на подходах к театру, а потом бурно аплодировали каждому опусу.
Взявшись за поиски молодых дарований, театр и сам подошел к делу с размахом: бюджета этой «Лаборатории» хватило бы на три в европейских театрах – к сцене прилагались совсем не скромные декорации, костюмы, свет, участие лучших сил балетной труппы, пара американских вундеркиндов и даже симфонический оркестр театра, а каждый из номеров тянул на одноактный балет. Список участников мало отличался от предыдущих «Мастерских»: Максим Петров, Ксения Зверева, Владимир Варнава, Илья Живой, Юрий Смекалов, Михаил Севагин – имена уже «засвеченные» в профессиональном сообществе, страдающем от дефицита хореографов. Но отличие балета от экономики состоит в том, что спрос не способен породить предложение: вряд ли хоть одна из их новинок войдет в театральный репертуар. Впрочем, Remember the Future Ксении Зверевой, существующей между Швецией, Россией и Белоруссией, созданный для трех солисток и пяти солистов по канонам килиановских постановок, обратил на себя внимание опрятным отбором выразительных средств, от музыки и костюмов до исполнителей. Самый юный из участников «Мастерской» – Максим Севагин, еще не окончивший балетную академию, лихо распорядился силами своих однокашников в номере «Элементариум»: не смутившись сложнейшими ритмами Прокофьева, он выстроил логичную и красивую композицию в стиле «черно-белого» Баланчина.
В Москву, в Москву!
Балет Мариинского театра через две недели выступит на фестивале «Премьеры Мариинского в Москве». Один вечер будет посвящен балетам голландского классика Ханса ван Манена, в программу другого войдут «Маргарита и Арман», «Инфра» Макгрегора и спектакль молодого хореографа Антона Пимонова.
Еще одним маяком фестиваля был бенефис Виктории Терешкиной, настоящего лидера нынешнего поколения петербургских балерин. Уникальная виртуозка и обладательница редких природных данных, она не укладывается в стандарты традиционных петербургских представлений об артистизме: утвердившаяся как баланчинская танцовщица, Терешкина всем средствам выразительности предпочитает чистый танец. Причем настолько тонко его «интонирует», что оказывается равно убедительной даже в таких хореодрамах, как «Ромео и Джульетта» Лавровского. Программа бенефиса Терешкиной оказалась составленной из фрагментов текущего репертуара балерины: второго акта «Легенды о любви», где она исполняет роль Мехменэ Бану, «Шехеразады» и «Пахиты». Терешкина предстала в блестящей форме, подтвердив реноме уникального мастера, – но сама программа не подарила никаких сюрпризов, ради которых и проводятся бенефисы.
Не сложился с первой попытки и долгожданный дуэт в «Маргарите и Армане» Эштона Ульяны Лопаткиной и Ксандера Пэриша. Юный британский солист Мариинского театра, блеснувший в прошлогодней премьере «Сильвии» того же Эштона, предъявив отличную фактуру, легкий прыжок и красивое, но нестабильное вращение, стушевался перед легендарной партнершей, не оставив ей шансов стать частью великого любовного дуэта.
Зато «Спящая красавица», предварительно разочаровывавшая «казенным» составом исполнителей, предъявила первоклассный ансамбль балерин: Оксана Скорик оказалась практически безупречна в партии Принцессы Флорины, Кристина Шапран блеснула как Фея Сирени, а Олеся Новикова предстала практически совершенной Авророй, настоящей принцессой восходящей зари, а не балериной, испытывающей страх перед балансами в аттитюде (они сияли уверенной безупречностью) или пируэтами в руках партнера.
«Мариинский» фестиваль, даже становясь жертвой импортозамещения, способен собственными силами продемонстрировать великий балет.