Выставка номинантов «Инновации» представила лучшие работы года

Политический активизм наступает на искусство
Крайняя бедность – один из сюжетов российского современного искусства/ С.Портер/ Ведомости

Государственный центр современного искусства проводит уже десятый ежегодный Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства. Юбилей, похоже, «Инновация» справлять не будет – не до пира. По крайней мере, традиционная выставка номинантов премии демонстрирует острую нехватку места и средств. Она еле вместилась в зал ГЦСИ, и так уж получилось, что центральное место в нем занял приют убогого мигранта.

Фрагмент инсталляции Хаима Сокола «Спартак: Times New Roman» воспроизводит жилище гастарбайтеров, которые под руководством доброго художника, счастливые, как малые дети, разыгрывают на большом экране сцены из неведомой им римской истории. Об этой работе стойко солидарного со всеми угнетенными Сокола «Ведомости» писали подробно (номер от 27 октября 2014 г.). Она почти чистая публицистика, как и еще два (из пяти) претендента на звание лучшего произведения визуального искусства прошедшего года.

Запись перформанса «Исключенные. В момент опасности» коллектива «Что делать» – монументальное (долгое четырехканальное видео) произведение политического искусства. Группа молодых людей, театрально содрогаясь, предъявляют злобному, нацеленному на их уничтожение миру свои разоблачения. Трепетная юность потрясена тотальным злом: 11 сентября, развалом СССР, расстрелом Белого дома, арестами невинных 6 мая 2012 г. Все смешалось в их головах, без разделения на причины и следствия. Их одинокий протест будет подавлен злыми соседями по лестничной площадке, учителями, знакомыми и современными художниками – агрессивными конформистами. Единственный выход – стать героем, как академик Сахаров и террористка Ульрика Майнхоф, что, конечно, закончится смертью.

Авторами произведения названы художники Дмитрий Виленский, Ольга Егорова, Николай Олейников и хореограф Нина Гастева – давно не юные люди, которым бы разъяснить по-отечески своим подопечным в Школе вовлеченного искусства (в материалах премии все слова неграмотно написаны с прописной буквы) о том, что лучше жить, чем умирать в неравной борьбе с мировым злом. Но нет, призывают шагать левой и пасть жертвой в борьбе роковой.

За заслуги

Во внеконкурсных номинациях «За творческий вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства» награды присуждены соответственно Андрею Монастырскому, художнику и теоретику, основателю группы «Коллективные действия», и Михаилу Пиотровскому, который вопреки левым и правым провел в Эрмитаже биеннале современного искусства «Манифеста».

Еще одна работа из Петербурга (все-таки город трех революций) на стыке активизма и современного искусства – кукольный спектакль «Пояс Афродиты», основанный на признаниях секс-работниц в том, что их деятельность полезна обществу и напрасно им презираема. Художники Вика Бегальская и Александр Вилкин взяли себе в соавторы проституток, как Хаим Сокол – гастарбайтеров, и сыграли с ними свою пьесу. Соавторы не подкачали.

На фоне документально-игровых и социально-политических произведений современного визуального искусства зрелищный «Припев» Ирины Кориной (о нем «Ведомости» писали 12 марта 2014 г.) и умная и изобретательная работа объединения «Куда бегут собаки» под названием «1,4 ...19» (опыты с реальными мышами и их компьютерными изображениями) выделяются отсутствием пафоса и наличием образов и метафор. Интересно, что предпочтет жюри.

В других номинациях «Инновации 2014» (лучший кураторский и региональный проекты, молодой художник, теория и критика) у судей конкурса такого принципиального выбора – искусство или политическая активность – нет. Там шансы конкурсантов в общем-то равны.

До 3 мая