Юрий Пальмин сделал выставку о старых городах

Вдохновил его на путешествие архитектор XIX века Луиджи Пелли
Юрий Пальмин. Аугсбург. «Зимняя поездка. Winterreise»

Фонд In Artibus издал «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Арано, из Петербурга в Лугано в 1829 году». Рукопись, вернее блокнот, архитектора, работавшего двести лет назад в России, передали фонду его наследники. В нем находились письма, которые Пелли писал своему другу, то ли Анджело, то ли Джузеппе Ботани – кому именно из двух братьев, неизвестно.

Видимо, адресат должен был проделать тот же путь, что и Пелли, поэтому во всех письмах есть практические сведения: хороша ли дорога, в какой гостинице остановился, сколько это стоило, говорит ли хозяин по-итальянски. Есть и лирические отступления: описания достопримечательностей (католических церквей, садов, домов и кладбищ) и подсчет встреченных красивых женщин (до странности мало).

О красоте

Некоторые замечания в письмах Пелли удивляют: «Я вышел с южной стороны церкви, чтобы вернуться в гостиницу, и встретил несколько довольно красивых девушек. Но что мне не нравится в немецкой красоте, так это большие выступающие животы»

В основном описаны немецкие города, где дома не модные, с ужасными высокими крышами, но попадаются и упоминания о живописных пейзажах с холмами, где вполне могли бы прижиться виноградники, но почему-то выращивают хмель. Издание дополнено изящными рисунками автора и факсимильными воспроизведениями его писем, написанных ровно и красиво.

Красота – важнейшее для архитектора Пелли слово. Но издание его писем далеко от внешнего совершенства. Заметно портят книгу не лучшего качества печати фотографии мест, описанных автором.

Выставка Юрия Пальмина «Зимняя поездка. Winterreise», открытая сейчас в выставочном зале фонда In Artibus, – самостоятельный проект, но могла бы стать частью идеального издания, демонстрирующего взаимопонимание слова и изображения, девятнадцатого века и двадцать первого, жовиального итальянца и серьезного русского.

Пальмин проехал маршрутом Пелли, останавливался в тех же городах и тоже смотрел на них взглядом заинтересованного путешественника, искателя красоты и гармонии. Находил он, похоже, не столько совершенства архитектурных форм и красоты природы, но их связи между собой и с временем.

Как классицист Пелли предпочитал в архитектуре благородную ясность, так пурист в фотографии Пальмин выбирает четкие, ритмичные композиции кадра. Но как архитектор отдавал должное красоте чуждых ему готических и барочных зданий, так и фотограф не избегает избыточной пышности Дрездена и снимает те самые ненавистные Пелли высоченные крыши в романтическом свете.

Все фотографии на выставке Пальмина черно-белые, и их много – почти семьдесят. И все не то чтобы похожи, но про одно. Почти в каждой статика зданий оттеняется текучестью воды и временностью снега, и старый дом врастает в землю, как стоящее рядом дерево, угол модернистской постройки тушуется перед глубиной озера и заоблачной высотой гор, а случайная тень или луч света вмешиваются в застывший ритм колоннад и жесткие кубы мемориала, как живое и вечное. Путешественник во все времена только это и видит – временное и вечное.

До 25 апреля