Награждены победители конкурса «Инновация-2014»

Жюри выбрало не политическое современное искусство
Ирина Корина держит в руках главный приз «Инновации-2014»/ С. Портер/ Ведомости

Первую «Инновацию» – за поддержку современного искусства – получил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, принявший в стены вверенного ему музея европейскую биеннале «Манифеста 10». Поднявшись на верхнюю грань огромного черного куба, почти под стеклянную крышу Гостиного двора, куда организаторы отправляли всех лауреатов и «вручантов», Пиотровский произнес важное: что современное искусство может без провокаций говорить о самом главном. Не думаю, что все с ним согласились.

Отыгрались его слова только в самом конце церемонии (на этот раз особенно забавной благодаря очаровательному роботу-конферансье), когда вручали главный приз – за лучшее произведение визуального искусства. Объявляя победителя, Виктор Мизиано признался в долгих и жарких спорах жюри, остановившегося в конце концов на «Припеве» Ирины Кориной. Судя по его туманным объяснениям и кулуарным толкам, спорили как раз не о Кориной, любимой арт-сообществом за талант, кротость и верность искусству, а о тех произведениях, где политический и социальный пафос были предъявлены прямо и громко. «Припев» же говорил о самом главном – цикличности хаоса нашей жизни и тщетности ожидания перемен – шершавым языком нелепых бытовых предметов, а не плакатного видео. Семь лет назад Корина получила «Инновацию» как молодой художник, потом ее номинировали на главный приз – его отдали «Войне». Теперь протесту предпочли произведение. Но выбор между искусством политическим и неангажированным стал припевом в работе жюри.

Сколько стоит

Денежное выражение премий: «Произведение визуального искусства» – 800 000 руб.; «Кураторский проект» и «Теория, критика, искусствознание» – 500 000 руб.; «Региональный проект современного искусства» – 400 000 руб.; «Новая генерация» – 200 000 руб.; «За творческий вклад в развитие современного искусства» – 600 000 руб.

В критико-теоретическом разделе уважили и тех и этих. Приз разделили между левацкой монографией Игоря Чубарова «Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда» и очень искусно сделанной Анной Романовой и Галиной Метеличенко большой книгой о художнике «Острова Юрия Соболева».

С Чубаровым вышел казус: ему вручил приз и денежную премию своего фонда Тамаз Манашеров, неловко пошутивший о случающейся со временем «монетизацией авангарда». Как и положено леваку, автор лучшей теоретической книги года по версии «Инновации» против коммерциализации искусства решительно возразил, но деньги, понятно, взял.

Две премии – от французского посольства и Stella Art Foundation – получила Полина Канис, оба раза была отмечена простота ее видео «Праздник», где одетые в серые робы мужчины парами двигались под музыку. За эту многозначительную работу художница получила трехмесячную стажировку в Париже и поездку на Венецианскую биеннале. Но победителем «Новой генерации» жюри единодушно признало не ее печальное произведение, а шумный и сложносочиненный видеоперформанс «Смерть Тарелкина» семи выпускников школы «Медиа/Арт/Лаб», которые дружно и искренне благодарили Ольгу Шишко – своего наставника и члена жюри «Инновации». Пьеса Сухово-Кобылина, написанная полтора века назад, под руками молодых авторов превратилась в историю об Эдварде Сноудене. Так что, можно считать, эта работа рифмуется с «Припевом», т. е. про вечное, хотя и актуализированное.

Лучшим региональным проектом признали передвижную выставку Евгения Стрелкова и Андрея Суздалева «Ниже Нижнего: новейшие опыты околоволжского краеведения», а в номинации «Кураторский проект» победила выставка «Сигнал» петербуржцев Петра Белого и Александра Теребенина, названая ими «перпендикулярной» «Манифесте». В обоих случаях награждены выставки, включающие многих художников, и они, конечно же, про жизнь больше, чем про политику, и если про протест, то личный, художнический. В таком контексте кажется логичным, что «Инновацию» «За творческий вклад» присудили Андрею Монастырскому, художнику, большая часть жизни которого прошла в советской стране, с режимом которой он никогда не боролся, а просто творил, что хотел.

Накануне церемонии награждения часть номинантов «Инновации» выступила с обращением к художественному сообществу, оно опубликовано на сайте Colta.ru. «Некоторые могут сказать: всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» проходит при государственной поддержке и, участвуя в нем, вы принимаете навязанные правила игры и тем самым поддерживаете государственную политику в области культуры. Но это не так. Напротив, мы стремимся утвердить и отстоять свое право на свободное высказывание. Участие в конкурсе – это еще одна возможность для демонстрации нашей позиции». Эти слова обращения очень понятны, но раз очевидное пришлось разъяснять, значит, не все художественное сообщество считает, что художник – творец, а не боец.