Стартовал театральный проект Remote Moscow

В спектакле-прогулке группы Rimini Protokoll зрители подчиняются командам компьютерной программы
Remote X – серийный проект группы Rimini Protokoll/ Дарья Нестеровская

Remote Moscow обманчиво прост. Спектакль-променад или спектакль-прогулка сегодня вполне обычный жанр. Это как экскурсия: в наушниках у вас аудиогид, «посмотрите направо, посмотрите налево».

«Закройте глаза».

«Представьте человека, который здесь похоронен». «Представьте собственное мертвое тело». Remote Moscow начинается на Миусском кладбище.

Потом надо пройти через Савеловский рынок, спуститься в метро, проехать несколько станций, пробежать по бульвару, посидеть в трапезной монастыря, зайти в один из самых дорогих магазинов и, наконец, посмотреть на город с высоты.

Remote X – серийный проект группы Rimini Protokoll, где Х – Авиньон, Берлин, Нью-Йорк, Антверпен, Лиссабон, Санкт-Петербург и т. д. Москва в этом списке уже 19-й город. Спектакль-прогулку нельзя привезти на гастроли, каждый раз надо приспосабливать сценарий к новому месту, но маршрут везде похож: участники следуют из точки покоя в точку суеты, от мертвых к живым, от земли к небу (прогулка начинается на кладбище, заканчивается на крыше или балконе).

Rimini Protokoll называют лидерами документального театра, но вообще-то они занимаются не документацией, а коммуникацией – и в этом смысле имеют гораздо больше отношения к театру, чем к документальной традиции. Хотя ни в одном из проектов Rimini Protokoll нет профессиональных актеров. А может, как в Remote X, не быть и сцены. Точнее, сценой может быть что угодно. И кто угодно – актерами. Например, сами зрители.

Авторский состав

В группу Rimini Protokoll, возникшую в 2000 г., входят авторы-режиссеры Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель. Они могут работать вместе или по отдельности. А также в соавторстве с другими режиссерами. С 2002 г. все их спектакли выходят под коллективным лейблом Rimini Protokoll. Штаб-квартира группы с 2003 г. находится в Берлине.

Remote Moscow постоянно ставит их в ситуацию спектакля, причем увиденного с разных сторон представления. Предлагает остановиться и понаблюдать за посетителями на рынке, вообразив их актерами на сцене, а павильоны – декорациями. Но уже в тот момент, когда люди в наушниках молча наблюдают за «театром жизни», они сами становятся перформерами, привлекая внимание прохожих. А когда аплодируют в финале этого небольшого эпизода-наблюдения, отношения «сцены» и «зала» зеркально переворачиваются.

Вступив в междумирье метро, группа, сохраняя зрительскую функцию, все больше приобретает свойства исполнителя. Но дальнейшая прогулка – не только череда маленьких флешмобов, акцентирующих рифмы социального и театрального (так перила эскалатора оказываются аналогом балетного станка, и поднимающиеся навстречу пассажиры с удивлением смотрят на людей, синхронно вставших в подобие простой танцевальной позиции). Remote Moscow создает временное сообщество, участники которого объединяются ради совместного опыта, лишь отчасти попадающего под определение эстетического.

В какой-то мере это социологический эксперимент, моделирование поведения в группе. Что мы можем вместе, до какой степени готовы следовать инструкциям, насколько на наш выбор влияет поведение других участников (встать на работающий эскалатор или пройти по неподвижному?) и окружающая ситуация, по умолчанию непредсказуемая (случайные прохожие могут смотреть на вас как на идиотов, а могут неожиданно присоединиться к флешмобу).

Но схема коммуникации не ограничивается отношениями зритель/перформер и группа/толпа. Ее важнейший участник – тот самый remote control, пункт дистанционного управления, чьим командам в наушниках вы согласились подчиняться на полтора часа спектакля-прогулки.

Rimini Protokoll любят знакомить зрителей с людьми-невидимками, теми, кто обслуживает современное общество потребления, производя товары и услуги, но о чьем существовании мы не задумываемся (в разных проектах это были болгарские дальнобойщики, рабочие китайского завода Volkswagen, операторы call-центра в Калькутте). В серии Remote X сделан следующий шаг – контакт осуществляется уже не с человеком, работающим на вас где-то на другом конце глобализованного мира, а с тем, кто постепенно заменяет, вытесняет его и чей статус куда более двусмыслен. Голос, который ведет участников прогулки, принадлежит компьютерной программе вроде Siri в устройствах Apple. «Меня зовут Милена. Попытайтесь представить мое лицо. Какие у меня губы?»

Я стою на кладбище, закрыв глаза, и пытаюсь представить губы Милены. «У меня нет тела, – говорит она через несколько секунд. – Меня нельзя поцеловать».

В этом месте в этот момент Милена, промежуточная сущность, напоминает и о моем промежуточном статусе. Не только в том смысле, что и меня когда-то не будет. Программа устанавливает со мной отношения равенства, позволяющие отправиться в совместное путешествие, в котором каждый из нас сможет пользоваться другим: она – моим телом, я – ее бессмертием (и ощутить, например, меланхолию светофоров). На полтора часа – хорошая сделка, честный обмен.

Прогулки начинаются в 13.00 и 17.00 по пятницам, субботам и воскресеньям. Информация и билеты – на сайте remote-moscow.ru