В Царицыне представили императоров как рыцарей

Павел I и Николай I стали героями выставки «Дон Кихот в России и донкихоты на троне»
Николай I – один из героев выставки о Дон Кихоте/ Е. Разумный/ Ведомости

Тема русского донкихотства очень понятная и богатая – героя романа Сервантеса у нас давно чтят, бесхитростных борцов за высокие идеалы приветствуют, особенно безопасных, кто сражается только с ветряными мельницами. Но в русских самодержцах черт рыцарей печального образа как-то не принято обнаруживать. Поэтому открытая в Царицыне выставка «Дон Кихот в России и донкихоты на троне» названием своим интригует.

Герои ее – императоры Павел I и Николай I. Плюс, разумеется, сам роман, представленный в редких изданиях и первых переводах на русский язык, а также в многочисленных цитатах, красиво написанных на стенах выставочных залов.

Почему Павел, еще понятно: мальтийский рыцарь, верный своим представлениям и идеалам, не замечающий их несовместимости с русской жизнью. Дон Кихотом назвал его, по свидетельству историков, сам Наполеон, в ответ на призыв устраивать дуэли между императорами, а не проливать кровь народов на полях сражений.

Николая I, как рассказывает выставка, не раз сравнивали с героем Сервантеса, но видели в нем не доброго идеалиста, а злого рыцаря самодержавия, апологета абсолютной власти, которая только и могла, по его мнению, принести стране благоденствие. Основанное, понятно, на вере, власти и традициях.

Куратор выставки Ольга Барковец, придумывая и создавая экспозицию, также немного донкихотствовала, прекраснодушно воспевая своих героев. Она представила двух императоров как вдохновенных романтиков и благородных рыцарей прекрасных дам, не обращая внимания на факты и обстоятельства, противоречащие ее идиллической концепции.

Поэтому выставка состоит из пяти сотен приятных во всех отношениях предметов, собранных из нескольких российских музеев. Здесь и альбомы с акварельными изображениями военных мундиров, и чудесные старые гравюры, иллюстрирующие великий роман, и портреты самих императоров и их жен. На выставке нашлось место парадным и бальным нарядам, дворцовой мебели в средневековом стиле и дуэльным пистолетам.

А если чего-то важного для раскрытия темы привезти в Царицыно не удалось, то такой необходимый объект представлен в электронной копии. Так случилось с серией гобеленов, подаренных Павлу и его жене Марии Федоровне во время их европейского путешествия Людовиком XVI. Сохранившаяся часть подарка – гобелены со сценами из «Дон Кихота» – хранится в Гатчине, а в Царицыне их показывают на большущих мониторах.

Экранов на выставке даже больше, чем хотелось, копии рядом с подлинными, историческими вещами всегда кажутся неуклюжими самозванцами. Но и вся выставка весьма вольная фантазия на тему, а не научная реконструкция. Да и сравнивать литературного героя и исторических личностей довольно нелепо. Однако отсутствие строгости идет выставке на пользу, последний ее зал отдан Федору Шаляпину. Там демонстрируют фрагменты фильма-оперы «Дон Кихот» 1933 г.

До 13 сентября